Сабвуферы калибра 15 дюймов

На сегодня наша цель — сабвуферные головки диаметром 380 мм. И если в car audio и существуют площадные цели, то «пятнашки» могут претендовать на это звание в первую очередь. Потому хотя бы, что по площади диффузора они опережают ближайший меньший калибр (12 дюймов), по меньшей мере, в полтора раза (по нашей статистике на 55%). Хотя это лишь цифры, зрительно сабвуферы этого типоразмера тоже отличаются от иных прочих: крупный «блин» с относительно скромным магнитом.

Sony XS-L152P5S

Перед нами очередная инкарнация пятиугольного сабвуфера Sony. По сравнению с предшественником диффузор ближе к круговому, но снабжён сложной формы подштамповками. Подвес характерной пятиугольной формы, со скруглёнными углами и «рёбрами жёсткости» на них. Ширина подвеса (25 мм) несколько уменьшена по сравнению с прошлогодней моделью (там было 27 мм), и это позволило еще увеличить эффективную площадь диффузора. Материал диффузора — полипропилен, окрашенный с внешней стороны в «металлик». Пятиугольный центральный колпачок имеет характерный размер 140 мм.

Диффузородержатель не свободен от резонансов на довольно низкой частоте. Магнит с габаритами 155 х 20 мм — самый скромный в сегодняшней группе. Пластиковое монтажно-декоративное кольцо, установленное на внешнем ободе корпуса, придаёт всей конструкции законченный вид. Диаметр осевого отверстия 17 мм. Центрирующая шайба прогрессивная, но не как обычно: внутренние гофры не меньше, а больше. Что интересно, ближняя к центру часть (примерно половина) центрирующей шайбы снабжена дополнительной пропиткой, как будто потребовалось увеличить её жёсткость. Контактные зажимы винтовые, но удобные и качественные. Провода к звуковой катушке подведены по обычному для сабвуферов третьему способу.

Номинальный импеданс, Ом 4
Допустимая непрерывная мощность (по данным изготовителя), Вт 450
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,6
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 6,5
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 93,1
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 4,2
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 6,17

«Пентагоны» всегда отличала низкая резонансная частота, но здесь она оказалась ниже, чем у любого другого. Масса подвижной системы (290 г) по масштабам этого калибра средняя, а эквивалентный объём очень большой и, главное, чуть ли не вдвое больше заявленного изготовителем. Силовой фактор (14,4 Тл м) достаточно скромный, но при таких соотношениях габаритов магнита и диаметра катушки он мог бы оказаться и ниже. Отсюда делаем вывод, что магнитный зазор довольно узкий, и гигантскими резервами по тепловой перегрузке Sony не располагает. Впрочем, указанный производителем параметр выглядит правдоподобно. Опорная чувствительность ниже, чем у половины участников, но выше, нежели у ещё двоих, словом, нормальная. А вот нелинейные искажения выше, чем у «коллег», и, кстати, выше, чем у любых «пятнашек», побывавших у нас в тесте. Судя по характеру осциллограммы, слишком мягкий подвес не может обеспечить линейность перемещения диффузора.

Набор параметров Тиля — Смолла позволил предположить, что этот динамик неплохо будет работать в домашних условиях. Так оно и оказалось, в зависимости от размера комнаты подойдёт ЗЯ с объёмом 40 — 100 л. Но это к слову.

Даже до измерений стало ясно: подвес непривычно мягкий. И верно: эквивалентный объём достиг исключительного значения, намного превышающего проектное, существенно ниже оказалась и частота резонанса, именно так, как должно было бы быть при неизменной массе подвижной системы и возросшей (почему-то) гибкости подвеса. Изготовитель рекомендует по одному сочетанию характеристик для ЗЯ и ФИ, АЧХ обоих примерно ожидаемая. Нам не удалось получить АЧХ в фазоинверторе, отвечающую стандартам рекомендованных (нами) оформлений, поэтому ограничиваемся ЗЯ с объёмом, обеспечивающим наименьшую неравномерность в полосе информативного баса, это — 29 л.

КТО
Sony XS-L152P5S

ПОЧЕМ
$125

ЭТО — ПЛЮС
Эффектная внешность
Малая монтажная глубина

ЭТО — МИНУС
Повышенные нелинейные искажения
Неоптимальная АЧХ в салоне

ОДНИМ СЛОВОМ...
Неповторимого вида сабвуфер с «домашними» характеристиками

Fusion PP-SW15E

Сабвуферные головки серии Power Plant обрели новый облик. Фланец корпуса достаточно высокий для того, чтобы в случае необходимости можно было монтировать сабвуфер «горшком» наружу. А благодаря фигурным пластиковым накладкам на магнитной системе динамик выглядит сверху не менее импозантно, чем снизу. Характерный вид сабвуферам PP придаёт обод фирменного «суперзелёного» цвета, который попутно упрочняет крепление подвеса. Подвес из вспененного полиуретана, ширина 30 мм. Буква «E» в конце обозначает головку с двухсекционной катушкой, у динамиков с одной парой выводов последняя буква «H». Корзина литая, но при этом достаточно звонкая, низкочастотных резонансов у неё, впрочем, нет. Диффузор изготовлен из прессованной (а не литой, как обычно) целлюлозы с полимерным связующим и хитрыми подштамповками на конусе. Магнит защищён сеткой, по моим представлениям, его габариты 162 х 30 мм. Диаметр осевого отверстия (30 мм) практически исключает появление аэродинамических свистов, а отводу тепла от катушки способствуют две тройки различающихся по форме окошек. Изолированные винтовые зажимы под шестигранный ключ мне не показались очень уж удобными. Провода к катушке проведены по третьему способу — плоский гибкий провод приклеен к центрирующей шайбе.

Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
Допустимая RMS мощность (по данным изготовителя), Вт 400
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,2
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 7,2
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 96,4
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,1
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 1,52

Вот очередное подтверждение того факта, что внешность бывает обманчива: подвижная система у столь основательной с виду головки при массе 215 г оказалась чуть ли не самой лёгкой в группе. Силовой фактор здесь тоже не самый высокий, 11,1 Тл м, что соответствовало бы 15,7 Тл м для 4-омной головки. (Напомню, что 4-омные секции катушки мы при измерениях всегда включаем параллельно, получая импеданс 2 Ом), но опорная чувствительность получилась вполне достойной даже по меркам данного калибра (второй результат в группе). Нелинейные искажения по любым меркам вышли низкими, и отсюда делаем вывод: разработчики серьёзно потрудились не только над экстерьером.

Измерения параметров в целом подтвердили итоги трудов изготовителей, всё немного жёстче, но это нормально для свежего пока динамика. Изготовители припасли два фирменных рецепта, с обоими трудно не согласиться: и в ЗЯ, и в «фазике» — действительно тотальный шоколад, хотя объёмы немалые. По нашим параметрам результаты моделирования, сделанные производителем, подтверждаются с точностью до толщины линии на графике, а к рекомендациям добавим две от себя: в ЗЯ объёмом 44 л получается пусть не такая красивая, но по факту ещё более равномерная АЧХ, а наиболее эффективный ФИ реализуется, как и следовало ожидать, в большом, за 100 л, ящике, настроенном на 32 Гц.

КТО
Fusion PP-SW15E

ПОЧЕМ
$191

ЭТО — ПЛЮС
Высокая чувствительность
Низкие нелинейные искажения

ЭТО — МИНУС
Требует объёмистого ящика с ФИ

ОДНИМ СЛОВОМ...
Громкий сабвуфер, предпочитающий просторное оформление

Kicker CVR15D2

Визитной карточкой фирмы остаётся двойная строчка по стыку диффузора с подвесом, новая серия CompVR без неё тоже не обходится. В данной модели катушка состоит из двух 2-омных секций, но есть в серии и модификации с секциями по 4 Ом. По гофру подвеса шириной 25 мм проходят наклонные вытянутые выступы, позволяющие придать ему требуемую жёсткость. Материал, из которого изготовлена корзина, достаточно толстый, но и он не лишён низкочастотных резонансов — у «пятнашек» с этим вообще проблем больше, чем у динамиков любого другого калибра. Диффузор составной: сверху — шаровой сегмент из полипропилена с металлизацией и фирменным рельефом, напоминающим осьминога, снизу — переходной конус из того же вездесущего материала. Такие конструкции отличаются повышенной жёсткостью и увеличенной массой. Магнит габаритов 167 х 40 мм закрыт толстым резиновым чехлом. Диаметр осевого отверстия 25 мм. Охлаждению катушки способствуют восемь сдвоенных окошек, которые расположены, как всегда, между центрирующей шайбой и верхней шайбой магнитной системы. Две пары зажимов равномерно распределены по окружности корпуса. Провода к звуковой катушке проложены по первому способу, но они имеют C-образную форму и потому при движении диффузора работают на кручение, а не на изгиб.

Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Допустимая RMS мощность (по данным изготовителя), Вт 500
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 88,5
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 4,5
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 93,0
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,1
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 5,39

Масса подвижной системы (369 г), как и ожидалось, оказалась выше среднего значения (по сегодняшней группе это 320 г). Впрочем, силовой фактор здесь тоже нешуточный, 23,7 Тл м (второй результат). Так что с чувствительностью проблем не предвидится. Чего, правда, не могу сказать в отношении нелинейных искажений, на низком басе они существенно возрастают. Здесь тоже создаётся ощущение, что при значительном звуковом давлении на этих частотах подвеса «не хватает».

Kicker традиционно щедр и либерален, когда дело доходит до рекомендаций по оформлению: ЗЯ от полусотни литров до полутора сотен плюс два «фазика», тоже сильно неодинаковые. Получающиеся АЧХ — перед вами, комментарии излишни. По нашим данным, у головки значительно больший, нежели предполагалось, эквивалентный объём и более низкая полная добротность. По расчётам это нам на руку: идеальным объёмом ЗЯ оказывается 23 — 25 л, Объём фазика с наиболее разумной АЧХ 40 л, частота настройки 32 Гц. Правило EBP работает, акустическое усиление у фазоинвертора ниже, чем у предыдущих участников.

КТО
Kicker CVR15D2

ПОЧЕМ
$264

ЭТО — ПЛЮС
Способность работать в компактном ЗЯ
Ровная АЧХ в ЗЯ

ЭТО — МИНУС
Повышенные нелинейные искажения

ОДНИМ СЛОВОМ...
Сабвуфер с ровным характером

Ground Zero GZHW 38X

По данным сайта изготовителя, головки с этим обозначениям двухсекционные (2 + 2), стало быть, такие, надо думать, тоже существуют. Но перед нами динамик с одиночной катушкой. Литой корпус с узкими плоскими «спицами» отличается завидной (для многих «коллег») заглушённостью. В центре довольно толстого диффузора из алюминиевого сплава — сопряжённый центральный колпачок диаметром 143 мм. Если вспомнить, что плотность алюминия на круг вдвое выше, чем у полипропилена, нетрудно предположить, что такая подвижная система просто не может быть лёгкой. 33-миллиметровый подвес шире, чем у любого из одноклассников. Внешний обод корпуса окружён кольцом C-образного профиля, а значит, уплотнительная прокладка при инсталляции не понадобится. Под резиновым кожухом — магнит с габаритами 168 х 45 мм, набранный из трёх колец редкой прежде высоты 15 мм, склеенных компаундом. Диаметр осевого отверстия небольшой, всего 19 мм, как видно, разработчики берегли эффективный магнитный поток. Между каждой из 12 «спиц» корпуса находится вентиляционное окошко формы, свойственной арабской архитектуре. Подводящие провода вшиты в центрирующую шайбу — это одна из разновидностей третьего способа.

Номинальный импеданс, Ом 4
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 1000
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,4
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 5,5
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 92,0
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,8
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 2,23

Крупный магнит в сочетании с узким осевым отверстием позволил достичь наивысшего в сегодняшней группе значения силового фактора: 24,1 Тл м. Однако и масса подвижной системы оказалась наивысшей среди одноклассников: 464 г! Так что опорную чувствительность сабвуфера GZ никак нельзя назвать высокой, а по другим признакам можно сделать осторожное предположение, что и акустическое усиление в салоне будет не самым великим. Нелинейные искажения на хорошем среднем уровне, и с этим проблем не предвидится.
Германцы (теперь они хозяева марки, помните?) предлагают ЗЯ с чудесной аудиофильской АЧХ и ФИ с ломовой эспиэльной. Измерения внесли заметные коррективы в набор параметров, хотя и у хозяев с этим делом не всё так прозрачно: на сайте фирмы на равных правах фигурируют две резонансных частоты — 22,4 и 19,3 Гц. Измеренная нами попала в серёдку между этими значениями, а вот эквивалентный объём стал качественно другим. Проверили: в рекомендованных фирмой объёмах динамик работать будет, в ФИ даже лучше, чем задумано (в ЗЯ, правда, хуже). По нашим данным, GZ станет небезынтересен в смехотворно малом ЗЯ, всего 18 л. Ставить его при этом придётся, правда, исключительно «горшком кверху», но это будет ещё эффектнее. Оптимальный ФИ тоже невелик: 37 л на 29 Гц. Из любопытства проверили поведение этого динамика в объёме 100 л, как в одной из «систем» этого номера.

КТО
Ground Zero GZHW 38X

ПОЧЕМ
$339

ЭТО — ПЛЮС
Способность работать в минимальных объёмах
Ровная АЧХ в ЗЯ

ЭТО — МИНУС
Невысокая чувствительность

ОДНИМ СЛОВОМ...
Не очень громкий, но очень компактный сабвуфер

Hertz HX 380

В нашем распоряжении оказалась головка со «сплошной» звуковой катушкой, но в той же серии Hi-Energy есть и модели с двумя 4-омными секциями. Корзина литая и по традиции глухая. Материал диффузора тоже традиционный для фирмы — литая целлюлоза с синтетическим водостойким покрытием внешней стороны. Диаметр выпуклого центрального колпачка 135 мм. Ширина подвеса у меня получилась 29 мм. Внешний обод корпуса взят в C-образного сечения кольцо из резиноподобного полимера с заглушками, позволяющими закрыть крепёжные шурупы после монтажа. Под резиновым чехлом «правильного» фирменного цвета имеет место магнит с габаритами 170 х 30 мм. Магнит вновь набран из двух колец высотой по 15 мм, которые, похоже, входят в моду. Диаметр осевого отверстия 24 мм, а внешний его срез — аэродинамически оптимальной формы, предотвращающей возникновение призвуков. Обдув звуковой катушки помогают организовать восемь небольших круглых окошек. Винтовые зажимы имеют самую ходовую, хотя и не самую эргономичную конструкцию. Провода к катушке подведены по первому способу с фиксацией компаундом. С помощью силиконового герметика дополнительно усилен стык провода с контактным лепестком — как видно, мелочей для конструкторов Hertz не существует.

Номинальный импеданс, Ом 4
Непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 700
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,6
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 6,8
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 96,4
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,9
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 1,33

Расчёты дали значение силового фактора 12,6 Тл м, что очень немного, а при столь солидном магните — тем более. Отсюда делаем вывод, что конструкторы выбрали расширенный магнитный зазор с тем, чтобы обеспечить более надёжный отвод тепла. Подвижная система HX 380 при массе 182 г оказалась существенно легче, чем у любого из одноклассников. Результат виден по таблице — опорная чувствительность хоть и ненамного, но выше, чем у прочих участников. Нам трудно судить, насколько тут сказалось внимание разработчиков к мелочам, но нелинейные искажения, как во всём басовом диапазоне, так и в особенности на 40 Гц у этого динамика оказались самыми низкими. До сих пор обнаружены только плюсы, теперь будем искать недостатки.

Проверили рекомендации итальянцев. Воспроизвели их на графике и заявляем: не согласны. С большинством — отчасти, с некоторыми — совсем. Выполненные в трудовом порыве измерения в значительной мере подтвердили результаты аналогичного порыва итальянских измерителей, применяющих, кстати, похожую технику. Отсюда и ожидаемое соответствие результатов моделирования по полученным значениям и заводским рекомендациям: вот ровно как нарисовано, никуда вы от этого не денетесь. Сами, однако, советуем совсем иное (но очень похожее на касающееся другого участника, у которого оказались близкие измеренным параметры): оптимальные ЗЯ — 52 л и ФИ — 105 л с настройкой на 32 Гц.

КТО
Hertz HX 380

ПОЧЕМ
$339

ЭТО — ПЛЮС
Высокая чувствительность
Ровная АЧХ в ЗЯ
Низкие нелинейные искажения

ЭТО — МИНУС
Требуется «фазик» солидного объёма

ОДНИМ СЛОВОМ...
Грамотно и серьёзно, как и почти всегда

Alpine SWR-1522D

Сабвуферы серии Type R выпускаются в двух вариантах: с двумя 2-омными либо с двумя 4-омными секциями. Резонансы, даже высокочастотные, в столь массивном литом корпусе просто не уживаются. В конструкции головок серии R применено много патентованных решений, мы же обратим внимание лишь на некоторые. Сечение 30-миллиметрового подвеса представляет собой три крупных и два совсем мелких гофра на общей криволинейной образующей. Осевого отверстия в шайбе магнитной системы на первый взгляд нет. Просто то, что видится глазу, на самом деле крышка с расходящимися радиальными щелями, которые, в свою очередь, сообщаются с осевым отверстием в магнитной системе. Диффузор здесь тоже составной. Параболический сегмент из литой целлюлозы, усиленной кевларом сверху, и полноразмерный конус из того же материала — снизу. Поскольку магнит закрыт несъёмным резиновым поясом, можно оценить лишь его внешний диаметр, который примерно равен 175 мм. Охлаждению катушки способствуют пять пар крупных окон, на этот раз готической архитектуры. Центрирующие шайбы — с прогрессивными гофрами, и их две, подводящие провода к катушке проходят между ними. Пружинные зажимы специальной конструкции объединены в общий блок, так что при инсталляции не придётся путешествовать вокруг динамика.

Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Допустимая RMS мощность (по данным изготовителя), Вт 750
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,2
Нормированное акустич. усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 7,0
Средняя чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 93,2
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 2,2
Средний к.н.и. (96 дБ, 40 — 125 Гц), % 3,30

Силовой фактор при массе магнита 4,5 кг оказался не столь уж и высоким, ровно 20 Тл м. А это значит, что авторы разработки выбрали расширенный магнитный зазор, или, скорее, увеличенный диаметр провода, чтобы катушка была длиннее и, соответственно, больше линейный ход диффузора. Подвижная система, согласно тем же расчётам, достаточно тяжёлая, 396 г. Так что опорная чувствительность весьма невысока. Остаётся надеяться на достаточное акустическое усиление. Для надежд, впрочем, есть основания, если таковыми считать довольно низкое значение EBP. Нелинейные искажения средние, при столь наукоёмкой конструкции они могли быть и ниже.
Японские индустриалисты дают две «вилки» по объёмам оформления, обозначая, что считают оптимальным значением. Результаты моделирования по заявленным параметрам и фирменным рекомендациям показывают: объявленный оптимальным ЗЯ, похоже, великоват. Измеренные (в трудовом порыве, вы в курсе) значения оправдали порыв: итоги совпали с изрядной точностью (может, у японцев тоже в ходу итальянская измерительная техника?). Поэтому то, что рекомендует Alpine — в вашем полном распоряжении, с двойной гарантией. Мы считаем, однако, что объём ЗЯ можно и даже нужно существенно уменьшить до значения на грани приличия: 20 л. Так получится очень ровная, пусть и не убийственно громкая характеристика. ФИ можно тоже немного поджать, отдача несколько уменьшится, но станет более равномерной по рабочему диапазону.

КТО
Alpine SWR-1522D

ПОЧЕМ
$392

ЭТО — ПЛЮС
Тщательно продуманная конструкция

ЭТО — МИНУС
Существенных минусов не обнаружено

ОДНИМ СЛОВОМ...
Солидно, ничего не скажешь

Мед Деготь

Сразу договоримся: цену во внимание не принимаем, кто замахнулся на 15 дюймов, знает на что идёт. В терминах объективных характеристик выходит так: максимальную оценку сумел собрать из отдельных достоинств Hertz, ему и лавры «Лидера». На равном расстоянии от него стоят сразу трое: Fusion, Ground Zero и Alpine. Все хороши, спору нет, но если ориентироваться на звуковой потенциал, то больше всего надежд подаёт Ground Zero, ему и звание «Фаворита». Эффектный Fusion и строгий Alpine в равной степени заслуживают «Рекомендации», которую (каждый) и получают.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.