Секрет успеха Toyota

С 2000 года объем производства мировой автомобильной промышленности вырос до 60 млн. машин в год, причем более половины прироста приходится на долю японской компании Тойота. Пока мировая общественность следила за событиями в компании Nissan, Toyota осуществила глобальную программу увеличения производства; скоро этот лидер всей японской промышленности будет производить больше автомобилей за границей, чем в Японии. Тойота уже опередила по объему производства Ford и теперь намерена обойти по объему продаж Chrysler, чтобы войти в состав американской "Большой тройки". В отличие от всех других автомобильных компаний, которые почти не получают прибыли с вложенного капитала, компании Toyota удается получать стабильно высокую отдачу.

Руководство японского автогиганта поставило перед собой амбициозную цель - установить контроль над 15% мирового автомобильного рынка, вытеснив с первого места корпорацию General Motors. Рубеж в 10% уже взят. Топ-менеджмет компании признает, что такие цели ставятся в том числе для мотивации сотрудников.

Прежде всего, Тойота показала всему миру, как следует изготавливать автомобили: мало кто слышал о технологической системе Toyota Production System (TPS) до того, как она, и в частности, ее важнейший элемент - система "точно вовремя" - были описаны в изданной в 1991 году книге "Машина, изменившая мир".

Ключевой принцип TPS - это устранение неэффективной траты ресурсов и поддержание постоянного высокого качества при помощи непрерывного улучшения. Система "точно вовремя" является лишь элементом всеохватной программы устранения ненужной работы и бесполезной траты ресурсов. Система TPS была затем воплощена во многих других отраслях мировой промышленности.

За последние 30 лет качество американских и европейских автомобилей также непрерывно улучшалось, однако цены реально снизились лишь немного, это снижение нельзя даже сравнивать с падением цен на электронные товары. Пока американские и европейские автокомпании совершенствовали свои модели, покупатели быстро поняли преимущество надежных японских автомобилей и отдали предпочтение им. Когда в ответ на распространение японской автотехники Америка и Европа ввели торговые барьеры, японские компании начали строить заводы на европейской и американской территории. Хотя Тойота расширялась на мировом рынке медленней, чем Nissan или Honda, наличие совершенного метода управления производством дало ей значительное преимущество в момент выхода на глобальный рынок.

Таким образом, основа успеха компании Toyota - в совершенном управлении производством и качественной работе по созданию новых моделей, позволяющей предлагать потребителям новые модельные ряды каждые два года. Компания выпускает 60 базовых моделей для Японии и множество вариантов для зарубежных рынков, при этом степень унификации очень высока - Toyota очень успешно использует в новых моделях узлы и агрегаты от старых.

Непростые времена для компании Тойота наступили в начале 90-х годов, когда произошел резкий подъем курса иены - компании пришлось реагировать на это повышением ценовой конкурентоспособности. В середине 90-х была реализована программа снижения расходов, которая позволила добиться конкурентоспособности продукции при курсе 95 иен за доллар. Когда впоследствии произошло снижение курса иены, Toyota получила двойную выгоду. Однако объем внутреннего рынка сократился с 6 миллионов автомобилей в год до 4 млн., и Toyota столкнулась с усилившейся конкуренцией со стороны Honda и Nissan. Благодаря очередной программе сокращения расходов, компании удалось увеличить свою долю на внутреннем японском рынке с 38% в середине 90-х до 44,6% в 2004 году. Поскольку импорт европейских марок Volkswagen, BMW, Mercedes увеличился и они заняли 7% японского рынка (прежде всего, это дорогие модели), компании Toyota пришлось начать продажи на внутреннем рынке автомобилей марки Lexus.

Но завоевание внутреннего рынка было простой задачей в сравнении с завоеванием глобального. Тойота поставила перед собой задачу производить больше автомобилей за рубежом. Для выполнения задачи вне Японии было построено 5 новых заводов: три в Северной Америке и два в Европе. С 1993 по 2003 год производство автомобилей за границей выросло более чем в два раза до 2 млн., а в Японии - сократилось с 3,5 до 3 млн. (затем объем восстановился благодаря экспортному спросу - 50% внутреннего производства экспортируется).

Процесс глобализации в значительной мере изменил облик компании Тойота. В 1980 году она имела 11 заводов в 9 странах, в 1990 году - 20 заводов в 14 странах, а сейчас - 46 заводов в 26 странах, а также дизайн-центры в Калифорнии и Франции, проектировочные центры в Детройте, Бельгии и Таиланде. Продажи на североамериканском рынке впервые превысили 2 млн. автомобилей, а на европейском рынке - 1 млн. (5%). На успех Тойота в Европе сильно повлияло открытие заводов в Турции и Франции, а также выпуск разработанной в Европе модели Yaris. А на американском рынке росту продаж помогла презентация моделей пикапов и SUV.

При таких темпах расширения компании очень важно сохранить высокий стандарт качества, а также организационно стать действительно транснациональной корпорацией. Пока Toyota - это крупная национальная компания-экспортер с развитой сетью зарубежных производств. Вся империя Тойота постепенно становится менее централизованной: управляющие зарубежных подразделений могут управлять повседневной деятельностью своих структур независимо, не запрашивая одобрения из центра. Заложен фундамент системы подготовки и переподготовки собственных управляющих кадров - Институт Toyota. Кроме того, Тойота имеет специальное мобильное подразделение, которое занимается обучением рядовых работников на местах - на новых заводах, а также на тех заводах, где начинается выпуск новых моделей.

Toyota учредила совместные предприятия с General Motors в Калифорнии, PSA Peugeot Citroen в Чехии и Китае. Toyota считает, что сотрудничество с французским партнером позволит ей узнать больше о наиболее продуктивных методах работы с поставщиками на европейском рынке.

Один из сотрудников General Motors, говоря о будущем корпорации в свете быстрого роста компании Toyota (главного конкурента на глобальном рынке), заметил, что будущее японского автогиганта безоблачно и он не остановится ни перед каким затруднением, если сумеет сохранить не имеющую аналогов корпоративную культуру.






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.