Toyota Prius: Это кто там впереди?

После нажатия кнопки стартера мотор не издал ни звука. Тахометр – на нуле, во впускном коллекторе – ни капли топлива. Раньше я, засучив рукава, полез бы под капот. Сегодня же спокойно перевожу рычаг КП в Drive и… трогаюсь с места на третьем поколении Toyota Prius.

Несмотря на размер обычного хэтчбека C-класса, салон Prius (с японского – «идущий впереди») впечатляет. Даже при свободной посадке на передних креслах у пассажира второго ряда остается приличный запас места для коленей. За это стоит благодарить колесную базу 2,7 метра, что на добрый дециметр длиннее, чем у многих «одноклассников». Да и над головой места более чем достаточно. Усиливает ощущение простора и светлая обивка. Вообще, дизайн Prius, в частности салона, по сравнению с предшественниками стал гораздо интереснее. Ранее эту машину покупали, несмотря на ее оформление, а сейчас она не только оригинальна, но даже симпатична. Интерьер Prius – синтез идей Auris и Lexus RX. От первого этот автомобиль заимствовал «воздушную» центральную консоль, под которой находится объемное отделение для поклажи. Здесь же расположили кнопки включения подогрева передних сидений, что не очень удобно. От второго – дизайн дефлекторов обдува и контуры торпедо. Странно, что в салоне такого современного и совершенного автомобиля нет охлаждаемого бокса, хотя эта опция есть и в гораздо менее дорогих авто.

Рулевое колесо действительно многофункциональное и позволяет управлять массой функций, не отрывая рук от руля: круиз-контролем, температурой и рециркуляцией воздуха в салоне, режимами маршрутного компьютера и инфодисплея, не говоря уже об аудиосистеме.
Багажник тоже немаленький. Интересно, что под его полом не съедающие место батареи (они сдвинуты под задние кресла), а запаска, поверх которой поместился еще и удобный пластиковый лоток для поклажи. При сложенных задних креслах получается ровная погрузочная площадка.

Для Prius предлагается всего две комплектации (Sol за 286765 грн. и Premium за 354244 грн.). Жаль, что в простой Sol нет многих полезных опций (датчика освещенности, включения дворников, подогрева передних сидений и др.). Получить их можно только огромным пакетом, но при этом цена авто возрастает на более чем 67000 грн.

У Prius масса функций управляется с руля: режимы аудиосистемы, инфодисплей и даже климат-контроль. Показания спидометра, индикатора экономичности и навигационной системы проецируются на лобовое стекло. На инфодисплее можно увидеть, в каком режиме работает силовая установка в данный момент. Кнопки «обогрева» кресел расположены неудобно – под центральной консолью. Отделений – предостаточно. Жаль, нет подвода холодного воздуха к бардачку. Положение «В» используется для торможения мотором. Пару километров можно проехать на электротяге. В основном используется режим ECO. Нужно ускорение – жми PWR.
При автоматической парковке Prius вращает руль, направляясь к выбранному месту. Водитель лишь управляет тормозом. Так и нужно

Поездки в выходные позволили адаптироваться к новой машине, и в будний день я выезжаю из дому совсем другим человеком. Перед Московским мостом попадаю в пробку. Как только Prius останавливается, он переходит в режим ожидания. Его ДВС выключается, а электромотор ждет команды к старту. Расход энергии – минимальный, лишь на работу радио и системы вентиляции. А вокруг все пыхтят моторами на холостом ходу. Какой очевидной становится глупая расточительность – стоять и при этом жечь топливо!

Изобилие разных индикаторов и огоньков на панели, информирующих о расходе и режимах, провоцирует плюнуть на цейтнот и ехать не торопясь. Ну их, все эти гонки. Вот сейчас плавнее тронусь и сниму еще одну десятую литра со среднего расхода. Психологическая перестройка служит хорошим дополнением к тому, что машина и без того «кушает» мало благодаря «продвинутому», хотя и не очень мощному ДВС и частому переходу на чистую электротягу. При движении в городе видеть на экране Prius 4,5 л/100 км – нормально. Но даже это кажется расточительством. Спокойная езда позволила уложиться в 3,8 л в загородном цикле и 4,2 л в городе. Хотя в напряженном трафике расход вырастает.

Протянуться в пробке на Toyota можно и без включения ДВС. На «батарейке» Prius способен преодолеть два километра, после чего бензомотор вступает в строй и подзаряжает аккумулятор. У Prius три режима, и управлять ими можно тремя кнопками на панели: EV (электротяга), Eco (экономичный) и Power (мощный). Первый работает до 45 км/ч и поз­воляет ехать только на батарее. Особенно острожным приходится быть при езде во дворах и на парковке. Люди не слышат машину на электротяге, самым громкий звук которой – шуршание шин по асфальту. В обычном темпе езжу в режиме Eco. Динамика, конечно, оставляет желать лучшего, но по городу нет смысла рвать с перекрестка, чтобы остановиться на следующем светофоре. А если нужно немного прыти, нажимаю кнопку Power. Машину не разрывает от мощи, но ускорение – как на хэтчбеке с мотором 2,0 л, ведь силовая установка выдает свои 136 л. с. суммарной бензиновой и электрической тяги.

В управлении Prius оказался неожиданно приятным. Упругое и информативное рулевое управление, небольшая баранка со срезанным нижним сектором напоминают скорее «заряженные» авто, а не рафинированный городской автомобиль. Пусть он не для слалома, но проезжать на нем крутые виражи и петли развязок мне понравилось.

Действовать, когда это нужно, и отдыхать, как только это возможно. Примерно так можно наиболее просто описать принцип действия силовой установки Toyota Prius.

  Несмотря на то что в корме упрятаны аккумуляторы, багажник большой. Под полом даже удалось разместить пластиковый поддон, а под ним – запаску. А можно не отдавать?

Итак, наш тест завершен. Но что же это получается? Завтра я опять буду почем зря жечь бензин в пробках? Выходит, что так... Почему не все машины так скромны в своих аппетитах? Пока против массовости таких авто, как Toyota Prius, их немалая цена. Базовая стоимость совсем не демократична и сравнима со стоимостью RAV4, а версии Prius Premium – и вовсе с новым Prado. Но сама суть гибридной машины очень правильная. За союзом ДВС и электромотора явно ближайшее будущее. Осталось дождаться, когда машина станет доступнее. А пока Prius – вещь имиджевая, и появиться на таком авто в городе не стыдно даже рядом с представительским седаном или спорткаром.

Два миллиона

Первое поколение Prius появилось в 1997 году. Модель с бензоэлектрической силовой установкой (ДВС 1,5 л, 58 л. с. + эл. мотор 41 л. с.) была предназначена для продажи в Японии. Лишь спустя три года оно попало в Европу и США. Именно Северная Америка, а точнее, ее самый богатый штат Калифорния стал одним из законодателей мод на такие авто. В США гибридов продается больше, чем в Японии и Европе вместе взятых. Второе поколение Prius (1,5 л, 76 л. с. + 68 л. с.) появилось в 2003 г., а третье (1,8 л, 98 л. с. + 82 л. с.) – в 2009 году. Сегодня продано уже более 2,1 миллиона Prius.

Как устроен гибрид ДВС – бензиновый мотор, ЭД – электродвигатель, G – генератор, АКП – коробка передач, Ni-MH – батарея. Силовая установка Hybrid Synergy Drive (HSD) состоит из бензинового двигателя, электромотора, генератора, вариатора и управляющей электроники. ДВС работает по циклу Аткинсона. На такте сжатия впускной клапан закрывается чуть позже, позволяя вытолкнуть часть топливной смеси обратно во впускной коллектор. Это уменьшает насосные потери, а главное, возможна большая степень сжатия и эффективность сгорания топлива. Но меньший его объем не позволяет достигать высокой пиковой мощности. Зато существенно улучшаются экономичность и чистота выхлопа. Генератор помогает преобразовывать энергию торможения в электрику. Интересно, что суммарная мощность ДВС и электромотора не равна арифметическому сложению их 99 и 82 л. с., а составляет 136 л. с. Объясняется это сложным алгоритмом использования мощности каждого из моторов в разных режимах движения. А недавно в Страсбурге прошли первые тесты версии Prius Plug-in Hybride, то есть с возможностью подзарядки батареи от внешнего источника. Сотня таких машин будет проходить испытания; проверят и новые станции для подзарядки. Резюме Плюсы Минусы
  • Экономичность и экологическая чистота
  • Просторный салон
  • Хорошая управляемость
  • Высокая стоимость базовой версии
  • Огромная разница в цене двух комплектаций

Toyota Prius

Общие данные

Тип кузова

хэтчбек

Дверей/мест

5/5

Габариты, Д/Ш/В, мм

4460/1745/1490

База, мм

2700

Колея, мм

1525/1520

Клиренс, мм

140

Масса снаряж./полная, кг

1370/1805

Объем багажника, л

445/1120

Объем бака, л

45

Двигатель

Тип

бенз. с распр. впр. + электро

Расп. и к-во цил./кл. на цил.

R4/4

Объем, см куб.

1798

Мощность, кВт(л. с.)/об/мин

73(99)/5200 + 60 (82)/н. д.

Макс. кр. мом., Нм/об/мин

142/4000 + 207/н. д.

Трансмиссия

Тип привода

передний

КП

вариатор.

Ходовая часть

Тормоза передние/задние

диск. вент./диск.

Подвеска передняя/задняя

независ./полузавис.

Усилитель

электро

Шины

195/65 R15

Эксплуатационные показатели

Макс. скорость, км/ч

180

Разгон 0–100 км/ч, с

10,4

Расх. трас.–город, л/100 км

3,7–3,9

Гарантия, лет/км

3/100000

Периодичность ТО, км

15000

Стоимость ТО, грн.

650

Мин. стоим., грн.

286 765

Стоим. тест. авто, грн.

354 244

Андрей Волощенко
Фото Андрея Яцуляка

Редакция благодарит компанию «Тойота Украина» за предоставленный на тест автомобиль

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.