TOYOTA RAV 4: По паркету и не только

Рынок «паркетников» в Украине сегодня отличается разнообразием. Причем найти легкий внедорожник можно и среди подержанных автомобилей. Вот поэтому мы и решили сравнить четыре самые популярные модели SUV.

В среде отечественных автолюбителей можно услышать шутливую поговорку, что внедорожник – это транспортное средство, которое застрянет там, куда легковой автомобиль никогда не доедет. Исходя из этого, продолжим: «паркетник» – транспортное средство, которое заедет намного дальше, чем легковая машина, но застрянет где-то на полпути к настоящему внедорожнику.

Своим прозвищем эти машины обязаны владельцам полноценных внедорожников – на таких автомобилях, дескать, можно ездить только по «паркету», то есть по дорогам с твердым покрытием. Отчасти это справедливо – для ралли-рейдов по раскисшей целине или преодоления водных преград эти машины действительно не годятся, но они и не создавались для этих целей. Они должны быть максимально удобными для повседневного передвижения в городе и способными доставить своих хозяев за пределы асфальтовых дорог на уик-энд. А чтобы и на природе владельцы чувствовали себя комфортно, у этих автомобилей высокий дорожный просвет и полный привод – постоянный или подключаемый.

Родоначальницей класса «паркетных» внедорожников принято считать компанию Suzuki. Это она в начале 90-х годов первой представила маленький и ставший очень популярным «джипик» Jimny/Samurai, а затем и Vitara. Быстро смекнув, что найдена новая ниша, корейцы выпустили на рынок свой SUV – KIA Sportage. Через некоторое время, поняв, что новый сегмент рынка успешно развивается и приносит прибыль, «застолбила» в нем место и Toyota, явившая миру RAV-4. А позже пополнил ряды «паркетников» еще один «японец» – Honda CR-V. Именно об этих пионерах сегмента рынка SUV мы и расскажем.

Данные модели появились в разные годы, и считать их прямыми конкурентами не вполне справедливо. Разница в ценах на них приличная – от $4,7 до 19,5 тыс. Вместе с тем, люди с различным уровнем доходов при покупке «паркетника» смогут подобрать себе наиболее подходящий вариант. Выбор становится более широким благодаря разнообразию модификаций участников нашего обзора. Так, Vitara и Sportage выпускались с 3- и 5-дверным кузовом универсал и кабриолет, а RAV-4 представлены 3- и 5-дверным универсалом. Исключение – Honda CR-V, которая производилась только с 5-дверным кузовом универсал.

Не стоит думать, что все эти автомобили имеют чистую «родословную». Для уменьшения себестоимости моделей, которые пользовались большой популярностью, выпуск некоторых SUV наладили не только в родных странах. Vitara может быть испанской, американской, индонезийской, Sportage – немецкой и российской, а CR-V – канадской сборки.

Toyota RAV-4

При покупке RAV-4, особенно первых годов выпуска, нужно проверить, как закрывается задняя (пятая) дверь. Если плохо, то, скорее всего, износились ее петли, так как дверь имеет большой «вылет», к тому же на ней размещена тяжелая полноразмерная «запаска».

RAV-4 не следует покупать в качестве основного автомобиля в семье. Не подходит он и высоким людям – салон автомобиля узкий и низкий. Зато багажник вместительный – его объем составляет 400 – 650 л.

Для автомобилей предусмотрено всего два бензиновых двигателя, моторесурс которых при своевременном обслуживании – свыше 350 тыс. км. «Роковая» встреча клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ исключена конструктивно, хотя это не повод забыть о его замене. Одновременно нужно проверить состояние «помпы» – она приводится ремнем ГРМ. Каждые 100 тыс. км нужно регулировать тепловые зазоры клапанов (работа – $45).

Полноприводная трансмиссия и КПП (механическая и автоматическая) надежные. А вот независимую подвеску необходимо обслуживать каждые 40 тыс. км. При этом придется заменить втулки стабилизатора поперечной устойчивости и обязательно смазать эксцентриковые втулки регулировки развала задних колес. Если эти детали заржавеют, их придется срезать «болгаркой» и менять в сборе с тягой (одна работа обойдется в $100).

В рулевом управлении со временем разбивается втулка рулевого вала (запчасть – $5, работа – $25), а также может дать течь сальник червячного механизма (работа – $100, так как при этом нужно демонтировать рулевой механизм).

 История

1994 Toyota RAV-4 представлена 3-дверным универсалом
1995 Дебютирует 5-дверная модификация
1998 Рестайлинг. Представлен кабриолет
2000 Стартует второе поколение Toyota RAV-4


Надежные двигатели и трансмиссия Постоянный полный привод Хорошие устойчивость и управляемость Вместительный багажник Высокая стоимость автомобиля и запчастей Дорогостоящее обслуживание Маленький салон Износ петель пятой двери и втулки рулевого вала
 Цены на новые неоригинальные запчасти, $* Торм. колодки передн./задн. 41/52 Воздушный фильтр 12 Топливный фильтр 25 Масляный фильтр 5 Аморт. передн./задн. 100/55 Сцепление (комплект) 226 Цепь/натяж.ролик ГРМ 33/53 *Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя
 Toyota RAV-4 Общие данные** Тип кузова универсал Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4115/1695/1660 База, мм 2410 Дорожный просвет, мм 200 Масса снаряженная, кг 1220 Объем багажника, л 400 – 650 Объем бака, л 58 Трансмиссия Тип привода полный КПП 5-ст. механ. или 4-ст. автом. Ходовая часть Тормоза передн./задн. диск. вент/бараб. Подвеска передн./задн. незав./незав. Шины 215/70 R16 Двигатели Бенз. 4-цилиндр.: 2,0 л (128 л. с.) 16V, 2,0 л (165 л. с.) 16V Стоимость от $8,5 до 18,5 тыс. * * Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал
Suzuki Vitara

Кузов Vitara установлен на мощной раме. Запасное колесо навешено на заднюю дверь. Со временем ее петли изнашиваются, и дверь плохо закрывается.

Салон узковатый – комфортно в нем будет только 4-м пассажирам, а багажник маленький.

Для Vitara предусмотрено самое большое количество двигателей – 6 (3 бензиновых и 3 дизельных). Но дизельные версии в Украине редкость. При своевременном обслуживании моторесурс силовых агрегатов составляет 300 – 400 тыс. км. Через каждые 90 тыс. км рекомендуется сменить ремень ГРМ и натяжной ролик. Одновременно желательно установить новый задний сальник коленвала, который к такому пробегу, как правило, пропускает масло.

Крестовины карданных валов «выхаживают» в среднем около 70 тыс. км, причем такой ресурс характерен только для оригинальных деталей (запчасть – $60, работа – $15). Подключение передней оси может осуществляться из салона – с помощью рычага «раздатки» или снаружи вручную – включением передних ступиц. По словам специалистов, более надежна конструкция с механическим включением передних ступиц. «Механика» и «автомат» не создают каких-либо характерных проблем.

Передняя независимая подвеска служит около 70 – 80 тыс. км, а задняя вообще «неубиваемая». Отмечены случаи выхода из строя редуктора рулевого механизма, на восстановление которого потребуется около $600.

 История

1989 Представлена 3-дверная версия Suzuki Vitara
1991 Начат выпуск 5-дверной модификации Vitara Long
1996 В стандарте – две передних airbag
1997 Выпуск Suzuki Vitara прекращен. Дебютирует наследник – Grand Vitara


Невысокая стоимость Рамный кузов Долговечная задняя подвеска Хорошая проходимость Узкий салон Небольшой багажник Износ петель задней двери Возможна поломка редуктора рулевого мех-ма
 Цены на новые неоригинальные запчасти, $* Торм. кол. передн./задн. 40/98 Воздушный фильтр 12 Топливный фильтр 16 Масляный фильтр 6 Аморт. передн./задн. 60/50 Сцепление (комплект) 228 Цепь/натяж.ролик ГРМ 30/40 *Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя
 Suzuki Vitara Общие данные** Тип кузова универсал Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4125/1695/1700 База, мм 2480 Дорожный просвет, мм 200 Масса снаряж./полн., кг 1360/1945 Объем багажника, л 119 – 596 Объем бака, л 70 Трансмиссия Тип привода задний – подкл. полный КПП 5-ст. механ. или 4-ст. автом. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передн./задн. незав./завис. Шины 215/65 R15 Двигатели Бензиновые 4-цилиндровые: 1,6 л (80 л. с.), 1,6 л (97 л. с.) 16V 6-цилиндровые: 2,0 л (136 л. с.) Дизельные 4-цилиндровые: 1,9 л (68 л. с.), 2,0 л (71 л. с.) Turbo, 2,0 л (87 л. с.) Turbo Стоимость от $4,7 до 12 тыс. * * Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал
Kia Sportage

Sportage стоит дешевле конкурентов, у него рамная конструкция кузова и богатая комплектация. В стандарт входят: центральный замок, гидроусилитель руля, кондиционер, электростеклоподъемники и электрорегулировки наружных зеркал.

Все силовые агрегаты, которые выпускаются по лицензии Mazda, славятся по-японски высокой надежностью и выхаживают до капремонта не менее 300 тыс. км. Благодаря выточкам в днищах поршней не слишком заботливые владельцы ограждены от неприятностей, связанных с ремонтом силового агрегата при обрыве ремня ГРМ. А вот дизели таким преимуществом не располагают. Рекомендуемая периодичность замены ремня ГРМ на всех двигателях – каждые 60 тыс. км. В моторах с большим пробегом может прогореть прокладка выпускного коллектора (запчасть – $5, работа – $7). Отмечены также выходы из строя датчика холостого хода (запчасть – $80).

Вакуумные муфты (устанавливались после 1998 года), позволяющие включать передний мост на скорости до 80 км/ч, ненадежны. Нередко нарушается герметичность сальника этого узла, что приводит к его поломке. Поэтому лучше выбирать модификации со ступичными (блокируется вручную) муфтами или с «раздаткой» с ручным включением переднего моста. В «механике» долговечностью не отличается сальник кулисы рычага переключения передач (запчасть стоит $5, работа, требующая снятия КПП, – $100).

Передняя независимая подвеска служит долго. Ее особенность – верхняя шаровая опора меняется вместе с рычагом (запчасть – $60). Слабое место задней подвески – пружины, которые часто ломаются. При экстремальном вождении быстро выходят из строя втулки маятника рулевого механизма (запчасть – $20, работа – $28).

 История

1993 В Корее начат выпуск Kia Sportage
1994 Налажено производство автомобиля в Германии
1995 Внедорожник агрегатируют турбодизелем объемом 2,0 л (83 л. с.)
1998 Рестайлинг: новые бамперы, установка расширителей колесных арок и повторителей указателей поворотов. Серийно устанавливается ABS. В Калининграде (Россия) начат выпуск Sportage.
2002 На смену Kia Sportage приходит новая модель – Sorento


Невысокая стоимость автомобиля Рамный кузов Богатая базовая комплектация Приличная проходимость Ненадежные вакуумные муфты подключения передней оси Недолговечность задних пружин Возможный выход из строя датчика холостого хода Течь сальника кулисы рычага переключения передач
 Цены на новые неоригинальные запчасти, $* Передн. тормозные колодки 42 Задние тормозные колодки 47 Воздушный фильтр 11 Топливный фильтр 14 Масляный фильтр 8 Амортизатор передний 72 Амортизатор задний 53 Сцепление, комплект 146 Ремень ГРМ 45 Ролик ГРМ 28 *Цены могут немного отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя
 Kia Sportage Общие данные** Тип кузова универсал Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4245/1730/1695 База, мм 2650 Дорожный просвет, мм 200 Масса снаряж./полн., кг 1440/1930 Объем багажника, л 347 – 640 Объем бака, л 60 Ходовая часть Тормоза передние/задние диск./бараб. Подвеска передн./задн. незав./завис. Шины 205/75 R15 Трансмиссия Тип привода задний – подключ. полный КПП 5-ст. механ. или 4-ст. автомат. Двигатели Бензиновые 4-цилиндровые: 2,0 л (95 л. с.), 2,0 л (128 л. с.) 16V Дизельные 4-цилиндровые: 2,0 л (83 л. с.)Turbo, 2,2 л (68 л. с.) Стоимость от $5,0 до 15 тыс. * *Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Приведены данные наиболее популярной модификации с 5-дверным кузовом универсал
Honda CR-V

Этот «паркетник» – самый «молодой» участник нашего обзора, что вкупе с высоким японским качеством служит залогом беспроблемной эксплуатации. Honda CR-V очень практичный автомобиль, который порадует своих владельцев просторным и комфортабельным салоном с множеством карманов и ниш для мелочевки, а также вместительным багажником, напольная ниша которого при необходимости становится раскладным столиком (его очень удобо использовать на отдыхе за городом). Увеличивает функциональность этого паркетника и двухстворчатая пятая дверь. Каждая ее половинка открывается отдельно – верхняя (заднее стекло) и нижняя (металлическая дверь).

Все CR-V оснащались бензиновым 2,0-литровым агрегатом. Сначала он развивал мощность 135 л. с., а затем его форсировали до 147 л. с. Каких-либо «сюрпризов» в процессе эксплуатации этот двигатель не преподносит. При надлежащем обслуживании он способен прослужить свыше 400 тыс. км. Но не стоит забывать о замене ремня ГРМ и натяжного ролика (эту процедуру рекомендуется выполнять каждые 100 тыс. км).

Надежны и КПП (как механические, так и автоматические), а вот к трансмиссии есть замечания. Самое серьезное – к пробегу в 200 тыс. км у некоторых автомобилей были зафиксированы случаи выхода из строя передней крестовины карданного вала (запчасть стоит $2100, так как поставляется только в сборе с карданом). Более доступная альтернатива – заказать карданный вал в отечественном спеццентре.

Независимая подвеска Honda CR-V долговечна, однако следует обратить внимание, что ее обслуживание обходится недешево. К примеру, задние сайлент-блоки в оригинале поставляются только в сборе с продольными рычагами (запчасть стоит около $300). Хотя неоригинальный сайлент-блок можно купить отдельно всего за $45. Наконечники рулевых тяг способны «выходить» до 80 тыс. км.

 История

1996 Дебют первого «паркетного» внедорожника в семействе Honda. Новый CR-V комплектуется 2,0-литровым бензиновым мотором мощностью 135 л. с. На автомобиль устанавливается только АКПП
1997 У покупателей появилась возможность приобрести CR-V с механической коробкой передач
1998 Мощность 2,0-литрового силового агрегата увеличена до 147 л. с.
2000 Модель подверглась рестайлингу: установлены новые бамперы и решетка радиатора. В салоне появились новые сиденья с более развитой боковой поддержкой
2002 Представлено второе поколение Honda CR-V


Надежность большинства узлов и агрегатов Просторный и комфортабельный салон Вместительный багажник Хорошие устойчивость и управляемость Большой дорожный просвет Высокая стоимость машины Дорогие запчасти и обслуживание Возможный выход из строя крестовины карданного вала Посредственная проходимость
 Цены на новые неоригинальные запчасти, $* Передние тормозные колодки 50 Задние тормозные колодки 75 Воздушный фильтр 19 Топливный фильтр 27 Масляный фильтр 5 Амортизатор передний 90 Амортизатор задний 90 Сцепление, комплект 235 Ремень ГРМ 45 Ролик ГРМ 45 *Цены могут отличаться в зависимости от модели, года выпуска и объема двигателя
 Honda CR-V Общие данные** Тип кузова универсал Дверей/мест 5/5 Габариты Д/Ш/В, мм 4520/1750/1705 База, мм 2620 Дорожный просвет, мм 210 Масса снаряж./полн., кг 1480/1900 Объем багажника, л 375 – 670 Объем бака, л 58 Трансмиссия Тип привода пер. – подкл. полный*** КПП 5-ступ. механ. или 4-ст. автомат. Ходовая часть Тормоза передние/задние диск. вент./бараб. Подвеска передняя/задняя незав./незав. Шины 205/70 R15 Двигатели Бензиновые 2,0 (135 л. с.) 4-цилиндровые: 2,0 (147 л. с.) Стоимость от $13 до 19,5 тыс. * *Цена автомобиля зависит от года выпуска, состояния и комплектации
** Данные для модификации с 5-дверным кузовом универсал
*** Автоматически, вискомуфтой
Итоги: паркетник паркетнику – рознь

Итак, сравним потребительские качества участников нашего обзора. Самая удобная и практичная машина – Honda CR-V. В ее салоне легко и удобно разместятся пять человек. При этом они не будут испытывать недостатка в свободном месте над головой и от коленей до спинок передних кресел. Самый маленький салон у Toyota RAV-4 – в нем нормально будут чувствовать себя только четыре человека невысокого роста. Правда, эта машина меньше всех остальных – ее высота всего 1660 мм, ширина – 1695 мм и колесная база – 2410 мм. Ненамного удобнее в Suzuki Vitara – ширина такая же, как и у RAV-4, хотя колесная база и длина больше. Внутри Kia Sportage поместятся пять человек, но им будет менее удобно, чем в CR-V.

По объему багажного отделения – 400 л в «походном» состоянии – лидирует RAV-4, а вот самый маленький багажник у Vitara – всего 119 л. Хотя при необходимости багажное отделение всех автомобилей можно увеличить, сложив задние сиденья.

Уверенней всего чувствует себя на дороге RAV-4 – его трансмиссия оснащена постоянным полным приводом, позаимствованным у раллийной Toyota Celica GT-Four. Передняя и задняя подвески – независимые. Все это, «плюс» несущий кузов обеспечивает «паркетнику» завидную устойчивость и управляемость, почти как у легкового автомобиля. А вот выбраться из небольшой внедорожной ловушки RAV-4 поможет блокируемый межосевой дифференциал.

Honda CR-V также имеет несущий кузов и независимые подвески передних и задних колес. Однако чаще она ездит как обычный переднеприводной автомобиль, а задняя ось подключается автоматически с помощью вискомуфты только при проскальзывании передних колес. Каких-либо блокировок дифференциалов ее трансмиссия не имеет, поэтому далеко съезжать с твердых дорог на ней не рекомендуется.

Покупку Toyota RAV-4 и Honda CR-V можно порекомендовать автолюбителям, которые ездят преимущественно в городе, а если покидают его пределы, то не для того, чтобы забираться в лесные чащи, прокладывать тропы в песках, устраивать ралли-рейды или прорываться к дачному участку по раскисшей дороге. К тому же эти «паркетники» стоят дорого (см. табл.), а на их запчасти и обслуживание также потребуется больше денег, чем для остальных участников обзора.

Другое дело Suzuki Vitara и Kia Sportage. Они и стоят дешевле – «японец» по причине более почтенного возраста, а «кореец» ввиду меньшей престижности. Да и обслуживание и запчасти более доступны. В пределах города оба автомобиля ведут себя как обычные «заднеприводники». Дело в том, что они оснащены трансмиссией Part Time 4 WD, не оборудованной межосевым дифференциалом. Как следствие, при включенном полном приводе разница в прохождении пути колес передней и задней оси компенсируется их проскальзыванием. Поэтому включать полный привод на твердом покрытии не рекомендуется – это повышает износ трансмиссии и шин, а также заметно ухудшает управляемость.

Зато вне асфальтовых дорог Vitara и Sportage чувствуют себя намного увереннее, чем Toyota RAV-4 и Honda CR-V. Судите сами, конструкции «японца» и «корейца» такие же, как и классических внедорожников – рамная конструкция кузова, неразрезной задний мост с самоблокирующимся межколесным дифференциалом и «раздатка» с пониженными передачами. Конечно, Vitara и Sportage не сравнятся с настоящими «проходимцами», например, MB G-класса или Nissan Patrol, но на бездорожье дадут «фору» многим «паркетникам».

Suzuki Vitara и Kia Sportage идеально подойдут городским жителям, у которых есть дачный участок вдалеке от асфальтовых дорог, а также тем, кто любит отдыхать, занимаясь охотой или рыбалкой и при этом предпочитает добираться к месту назначения на своем автомобиле.

 Внедорожный арсенал Передн. подвеска Suzuki Vitara Kia Sportage Toyota RAV-4 Honda CR-V незав. незав. незав. незав. Задн. подвеска завис. завис. незав. незав. Тип привода подкл. полн. подкл. полн. полн.* подкл. полн.** Понижен. ряд передач + + – – Дорожный просвет, мм 200 200 200 210 Блокировка дифф. задн. моста + + – – * Принудительная блокировка межосевого дифференциала
** Автоматическое подключение заднего моста с помощью вискомуфты

Юлий Максимчук
Фото Сергея Кузьмича, Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит СТО СП «Автосаммит ЛТД», «Днипро Мотор Инвест», «Ника Автосервис», «Japan Avto Servise» и автомагазин «Евроавто+» СП «В.М.С.» за помощь в подготовке материала

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.