ЯПОНСКАЯ КУХНЯ

Спорткар для мегаполиса

Приставку "Turbo" мы привыкли видеть на именах моделей сравнительно дорогих и престижных. Малолитражка с турбонаддувом? Разве такие бывают?.. Бывают. Порода подобных машин давно выведена в Японии. Берут за основу массовый хэтчбек малого класса (по размерам чуть крупнее большого холодильника), снабжают его жесткой подвеской, "гоночными" атрибутами снаружи и внутри, а также особым мотором - маленьким по объему, но весьма мощным благодаря турбонаддуву. Получается мини-спорткар. Автомобиль динамичный и быстроходный, способный протиснуться в любую щель. На улицах Токио или Осаки такая машинка может дать фору могучим суперкарам наподобие "Toyota Supra Turbo" или "Mitsubishi GTO Twin-Turbo".

Крохотные спорткары с турбонаддувом долго оставались экзотикой, присущей только Японии. Но недавно тойотовцы решили вывести подобную модель на рынок Европы. Взяли самую маленькую "Тойоту" с левым рулем, провели необходимую доводку, и получился "Yaris Turbo" - компактный и динамичный автомобиль для города, малолитражка с турбонаддувом.

"Toyota" на тонкого ценителя

"В Хельсинки я прилетел или на самую секретную военную базу Финляндии?" - таким вопросом невольно задаешься, видя новые пограничные строгости. Соотечественник, стоявший передо мной в очереди на паспортный контроль, долго и трогательно рассказывал стражу финской границы о живущих здесь своих друзьях - почти родственниках, - которым он просто обязан передать привет и гостинцы от русской бабушки... "Погранец" нажал скрытую кнопку, и как из-под земли возникли двое гигантов-спецназовцев. Они аккуратно увели вяло упиравшегося гражданина - видимо, для полного выяснения родственных связей и содержимого бабушкиной посылки. Я понял: не пройду. Ведь мой паспорт помимо шенгенской визы щеголяет множеством виз с арабской вязью. Раскрыв документ, пограничник явно ошалел от столь наглой и открытой попытки враждебных сил прорваться в родную Суоми.

Прекрасно настроенная подвеска и колеса, расставленные практически по углам кузова, придают машине отточенную управляемость

- Газета "Клаксон"... Российское автомобильное издание... Крупное... - забормотал я. - Тест новой "Toyota Yaris Turbo".

- "Yaris Turbo"? - оживился пограничник. - Отличный автомобиль. Завидую!

Через мгновение в моем паспорте появился очередной штамп.

"Yaris Turbo" - автомобиль весьма дорогой. По размерам он меньше машин гольф-класса, однако стоит как доступная модель класса "семейного". Тем не менее спортивная "Toyota" пользуется популярностью даже у экономных финнов. Хотя машина продается недавно, в Хельсинки я видел ее раз пять-шесть. Видимо, сказывается необычность идеи - если в Японии такие автомобили примелькались, то в Европе они воспринимаются как тюнинговый эксклюзив. Так, на заставленном множеством "Ярисов" дворе автосалона "Catamount" новинка выделяется самым решительным образом. "Yaris Turbo" отличают в первую очередь массивные спортивные бамперы. Тяжелая "челюсть" переднего нависает над асфальтом настолько низко, что пришлось провести мой излюбленный "тест на клиренс": если сигаретная пачка встает под спойлером только боком - надо быть осторожнее даже на европейских дорогах; если более-менее протискивается вертикально, тогда, что называется, жить можно. Хотя, скажем, для улиц Москвы посадка кузова достаточно низкая, и от водителя, решившего привезти "Yaris Turbo" в Россию, потребуется внимательность.

Почему "решившего привезти"? Просто в нашей стране модель официально не продается. Это - машина на знатока. На ценителя, подобного тем людям, которые ввозят огромные, как пароходы, американские пикапы или породистые, как борзые, английские "Morgan"...

Разумеется, особую породу "Yaris Turbo" подчеркивают не только бамперы. Это еще и большие 16-дюймовые колеса с низкопрофильными колесами, еле-еле умещающиеся под крыльями, и решетка радиатора, защищенная сеткой. Вдоль порогов тянутся узкие накладки, а завершает картину антикрыло на задней двери, расположенное в зоне так называемого срыва воздушного потока. Такое решение очень часто встречается на маленьких скоростных автомобилях. Специалисты по аэродинамике были просто вынуждены удлинить короткую крышу машины антикрылом, чтобы увеличить силу, прижимающую малолитражку к дороге, когда "Yaris Turbo" мчится на предельных 205 км/ч.

Салон "Yaris Turbo" отличается от стандартного только креслами с более развитой боковой поддержкой

В целом дизайнерам удалось "малой кровью" преобразить наивно-дружелюбную внешность стандартного "Yaris". Машина уже едва ли вызовет умиление среди дам, но зато наверняка понравится представителям сильной половины человечества имиджем "маленькой дорожной пираньи".

Самый быстрый городской автомобиль

Едет "Yaris Turbo" столь же энергично, как и выглядит. Первое впечатление - шасси очень жесткое. Пожалуй, даже чрезмерно... Поэтому сначала я опасался, что в скоростных поворотах на далеком от идеала асфальте машину будет, как говорят спортсмены, "переставлять". Иными словами, из-за "пережатой подвески" (еще одно слово из лексикона гонщиков) хэтчбек станет подпрыгивать на неровностях и уходить с траектории. Удивительно, но этого тойотовцам удалось избежать. Мое восхищение инженерам "Toyota Motorsport Europe"! Автомобиль почти не кренится на виражах, при этом шасси четко отрабатывает даже серьезные "оспины" на асфальте. Спецам по доводке подвески пришлось много потрудиться, чтобы добиться такой изумительной сбалансированности качеств, которой порой не могут похвастаться даже очень дорогие суперкары. Рулевое управление модель унаследовала от серийного "Yaris". Никаких замечаний. Автомобиль получился собранный и очень понятный во всех реакциях.

Турбомотор. С рабочего объема 1,5 л тойотовские инженеры сумели снять мощность 150 л.с. Двигатель обеспечивает набор 100 км/ч всего за 7,9 с. Но это - лишь сухие цифры, которые не могут передать субъективного кайфа от "самолетного" ускорения. Причем остроту ощущений усиливают скромные габариты "Яриса" и некая подсознательная мысль, что маленькие машинки не должны разгоняться с такой силой.

Имея некоторый опыт вождения турбомоделей c моторами скромного объема, я и на "Yaris Turbo" готовился к характерному для таких машин "провалу" до средних оборотов: когда небольшие двигатели форсируют с помощью турбонаддува, при резком наборе скорости они до определенного момента, что называется, не едут, а потом, когда турбина раскрутится, возникает резкий подхват. Поэтому я ожидал от полуторалитрового мотора "Yaris Turbo" слабенького крутящего момента "на низах" и взрывного нарастания тяги "на верхах". Однако использование турбонаддува в сочетании с системой изменения фаз газораспределения "VVT-i" сотворило маленькое чудо: автомобиль резко уходит вперед буквально с холостых оборотов, разгоняется ровно и мощно, причем турбина даже не свистит, и потому создается полное ощущение, что под капотом скрывается двигатель серьезного литража. Этак под 2,5 л...

"Yaris Turbo" оснащается только механической КПП с пятью скоростями. Если среди маленьких машинок устроить конкурс на четкость смены передач, то спортивная "Toyota" окажется или на первом месте, или как минимум в числе призеров. Коробка работает с исключительной точностью, даже когда вы переключаетесь быстро, мгновенно передергивая рычаг, как только подбирается к красной зоне стрелка тахометра...

Кстати, я несколько раз "прокалывался" с тахометром при энергичном разгоне. По укоренившейся привычке опускаю взгляд и... Приборной доски на привычном месте нет - она вынесена в центр передней панели и слегка повернута в сторону водителя. С точки зрения эргономики это правильно: когда шкалы расположены таким образом, взгляд на них переносится с дороги быстро, не требуя перефокусировки. Но что делать с рефлексами? Привычку видеть тахометр за ободом "баранки" так просто не изменить. Впрочем, те, кто долго ездил на машинах с новомодными приборными досками, говорят, что со временем привыкаешь и тогда уже традиционное размещение шкал кажется неудобным...

Внутри "Yaris" довольно просторен. Примерно как в хэтчбеке гольф-класса. Этого удалось добиться с помощью распространенного ныне приема: по "телосложению" модель отчасти напоминает минивэны - высокая крыша, вынесенное вперед лобовое стекло плавно переходит в покатый капот. Таким образом конструкторам удалось добиться солидного внутреннего простора. Что касается черт, присущих именно "Yaris Turbo", то салон спортивной версии украшен вставками из карбона (если это имитация, то первоклассная!). Руль и рычаг КПП стандартные, но обтянуты кожей. Педали тоже остались от серийных "Ярисов". Зато передние кресла другие. Они глубже, отличаются более развитой боковой поддержкой и надежно держат водителя и переднего пассажира при резких маневрах. Если говорить о сиденьях, не понравились две вещи, несколько странные, на мой взгляд, для весьма дорогой машины. Во-первых, обивка - только тканевая, более солидных материалов не предусмотрено в принципе. Во-вторых, кресло водителя не имеет регулировки по высоте. За рулем "Yaris Turbo" сидишь по-минивэновски высоко, что несколько напрягает на загородных дорожках (чем ниже сидишь, тем лучше чувствуешь машину и тем позже вестибулярный аппарат начинает слать в мозг сигналы тревоги на скоростных виражах). С другой стороны, такая посадка обеспечивала оптимальный обзор в толчее улиц Хельсинки.

...Зажигается зеленый сигнал светофора. Пользуясь серьезным запасом динамики, ухожу с перекрестка раньше стоявшего рядом BMW. Рывок к тротуару - благо сверхкороткий кузов позволяет по-картинговому резкие перестроения без опасения снести своим задним бампером чей-нибудь передний. На перекрестке сворачиваю направо, почти не сбавляя скорости. Покрышки взвизгнули, но "Yaris Turbo" остался на своей полосе, хотя парень на универсале "Volvo" в соседнем ряду, наверное, пожалел, что вообще выехал сегодня из дома. Вторая передача - газ в пол. Отчасти превысив скорость, успеваю под зеленый на следующем перекрестке, оставив позади остальной поток... Что ж, на загруженных улицах Москвы за рулем "Toyota Yaris Turbo" я бы рискнул скрестить шпаги даже с могучим "Mercedes Bi-Turbo".// Клаксон






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.