Автозвук

Автозвук  


Известно, что ни одна серьезная установка не обходится без подиумов под передние мидбасы. Причем практически в любой модели автомобиля. Поэтому передо мной не стоял вопрос «делать – не делать», а оставалось лишь определиться с конструкцией.

Пару слов о построении системы. Первый опыт самостоятельного изготовления подиумов относился у меня к тому времени, когда машиной была ВАЗ-2109 с высокой панелью. Впереди я планировал применить трехкомпонентную схему:

- мидбас 16 см – на подиумах в дверях;

- мидрейндж 13 см – в штатных местах (был план про кикпанели, но в этой установке его воплотить не удалось);

- пищалки – на передних стойках.

Об ориентации мидбасов. По-правильному углы установки динамиков нужно подбирать долго и упорно, экспериментальным путем. Но делать призовую установку я не собирался, а «вырулить» сцену намеревался в дальнейшем с помощью мидрейнджа и пищалок, что в трехполосной системе вполне допустимо. Поэтому форма и угол наклона были выбраны на глазок.


Выбор технологии

Несмотря на известный классицизм технологии, подробное описание которой висит на сайте avtozvuk.com года примерно с 1996-го, идея обтягивать трикотажной майкой фанерный каркас мне не приглянулась. А просто наносить «Макрофлекс» на обшивку – тоже не вариант, поэтому выбрал промежуточную схему: на силовой деревянный каркас напыляется «Макрофлекс» и оклеивается стеклотканью.


Основные материалы

Фанера 8 мм, приблизительно

0,8 кв. м, обрезки оргалита и толстого картона.

Стеклоткань толщиной 0,25 мм, куплена в магазине для авиамоделистов, порядка 2 кв. м. Также прикупил и ткань 0,06 и углеленту, но они мне как-то не пригодились...

Эпоксидный клей ЭДП, использовал упаковку по 150 г, очень удобно – разводил сразу весь флакон. Расход составил 6 – 7 упаковок. Производство: г. Воронеж.

Полиэфирная шпаклевка со стекловолокном «BODY» (т.н. «волосянка»), одна баночка 250 г, стоила порядка 100 руб.

Шкурка, резиновый держатель для шкурки (продается на всех строительных рынках, очень удобный!), резак, клей ПВА, пластилин, монтажная пена «Макрофлекс» (одного баллона хватит), саморезы, маленькие гвоздики.

Автопластилин (да, вообще-то, не обязательно «авто»).

Винил и клей для него, но про это – потом.


Изготовление каркаса

Начал с примерки: после двух макетов из бумаги стало совершенно ясно, что приемлемая форма нижней части может быть только одна. Поэтому я из 8-миллиметровой фанеры вырезал дно подиума, кольцо под динамик и боковые распорки. Кстати, замечу, что все детали я вырезал сразу в двух экземплярах – так гораздо легче их подгонять, да и при шлифовке проще соблюдать прямые углы.



Собрал силовую конструкцию при помощи ПВА и гвоздиков 20 мм. Она и сама по себе оказалась довольно прочной...

Теперь про карман двери. Я сразу отказался от затеи делать его заново из фанеры – штатный пластиковый вполне хорош. Поэтому отвинтил его от обшивки и подпилил таким образом, чтобы он ровно прилегал к основанию подиума. Готовую конструкцию залил монтажной пеной, предварительно заполнив полость под динамик пластилином в целлофане, чтобы потом меньше излишков пены обрезать. Накладывать надо тонким слоем, толстый плохо сохнет, особенно внутри. Излишки подрезал ножом, требуемую форму придал с помощью крупнозернистой шкурки. «Макрофлексу» не всегда получается придать желаемую форму: после отверждения на воздухе внутри пласта он остается довольно мягким и крупнопористым. Поэтому лучше перед оклейкой подшпаклевать поверхность.


Оклейка стеклотканью

Использовал толстую стеклоткань – 0,25 мм. Ткань пропитана парафином, пришлось предварительно прокаливать ее на огне. Можно это делать и в духовке, но только холостякам. Остальным не советую, возможно непонимание... Предварительно втерев эпоксидку в пену, аккуратно накладывал стеклоткань, заранее пропитанную смолой. Форма болванки позволяла уложить один цельный кусок без перегибов и надрезов. Свисающие излишки подгибал, иногда прихватывал гвоздиками к фанерному основанию. Слои почти не шлифовал. В общей сложности положил три слоя ткани толщиной 0,25, конструкция вышла прочная. Счел излишним оклеивать углелентой, подиум и так получился как каменный – сказался силовой каркас. Хотя для большей прочности можно было все-таки дать пару слоев углеволокна.



Чтобы подиум прилегал к обшивке по всей площади основания, пришлось вырезать из оргалита дополнительный «задник». Приклеил его к фанере эпоксидкой, требуемую толщину подбирал кусочками картона уже по месту.

Шпаклевку накладывал пластиковым шпателем, ложится неплохо, только очень маленькое время жизни у приготовленной порции – несколько минут. Зато быстро застывает, пока один подиум намажешь, другой уже высохнет. Как видно на фото, форма получилась довольно ровная – много шпаклевать не пришлось. Основное внимание уделил стыку кармана и подиума.



Выравнивал шкуркой средней зернистости, делал все на балконе – сильно летит стекловолокно наполнителя, от него потом все чешется. Работал в резиновых перчатках, руки не казенные.


Декоративная отделка

Предварительно подиумы вместе с карманом выкрашены черной матовой нитрокраской. Смотрится вполне достойно, хотя поверхность подготовлена явно не под покраску, так что решил обтянуть подиумы винилом. Винил куплен т.н. «мебельный», вроде как соответствует понятию «4-way» (тянется в четыре направления). Был найден на строительном рынке в Митино. Стоит недорого. Таким винилом я уже обтягивал один подиум (не этот!), правда, более рельефной формы – результаты более чем приемлемые.



При обтяжке использовал клей «88» и строительный фен. Клеем намазывал обе поверхности, концентрическими кругами от посадочного места под динамик, винил несильно грел феном и без особых усилий укладывал. Все сразу мазать не стоит, между укладками лучше подождать полчасика. Концы после обрезки можно подкрепить суперклеем.


Инсталляция

В обшивке ножом прорезал дыру, прикрутил ее к фанерному основанию саморезами. В самой двери пришлось немного расширить штатное отверстие под динамик. Для создания монолитной конструкции «подиум – дверь» из фанеры 10 мм вырезал подкладку, намазал герметиком и наглухо прикрутил 7-ю саморезами к двери. Когда прикладываю обшивку с привинченным подиумом к двери, то она плотно прижимается к подкладке. Далее все это стягивается саморезами по периметру внутреннего отверстия в основании для образования монолитной конструкции. В итоге цель была достигнута: подиум через подкладку намертво привинчен к железу двери. Саму обшивку двери у этой машины лучше крепить саморезами, хотя у меня она неплохо держалась и на штатных пистонах.


Установка динамиков

Динамики появились, когда подиумы уже были изготовлены (ошибка, которую я в дальнейшем не повторял). Выяснилось, что мидбасы компонентных Hifonics Generation 6.2c не помещаются в подиумах – и корзина шире, и магнит значительно больше ожидаемого. Поэтому посадочные места мне пришлось рассверливать, причем в довольно грубой форме...


Пластиковую подкладку под динамик я приклеил силиконовым герметиком к поверхности подиума, исключив тем самым все неплотности прилегания.

Мидбасы показали отличный звук – глубокий и плотный бас. Конструктив подиумов, их крепление также отлично себя зарекомендовали. Хотя практика изготовления подиумов при наличии отсутствия динамиков не может быть признана правильной – в моем случае из-за малой величины внутреннего отверстия подиума наблюдался «туннельный эффект». Это означает, что на большой громкости масса воздуха, двигаемая диффузором, не успевает беспрепятственно перемещаться между магнитом головки и внутренностями подиума. Таким образом, за мембраной образуется разряжение и динамик начинает «стучать катушкой», хотя запас по электрической мощности еще не достигнут. Чтобы этого избежать, нужно делать внутренние отверстия как можно шире.


Журнал "Автозвук" • № 4 / 2002







Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.