VW Transporter: На все случаи жизни

Подыскиваете себе многофункциональный подержанный автомобиль, который подошел бы и для хозяйства, и для комфортабельных поездок большой компанией? Присмотритесь к моделям VW серии Т4. Они справедливо считаются одними из наиболее удачных в данном сегменте рынка.

Четвертое поколение моделей VW Transporter/Caravella/Multivan (T4) знаменательно прежде всего кардинально новой конструкцией. Создатели отошли от применяемых на протяжении 40 лет (с момента появления первого Transporter) заднемоторной компоновки двигателя и заднеприводной трансмиссии, оппозитных силовых агрегатов. Модели серии Т4 имеют полукапотную компоновку и привод на переднюю ось, они оснащены рядными двигателями, размещенными в моторном отсеке продольно. Это поколение микроавтобусов настолько понравилось покупателям, что разошлось 10-миллионным тиражом.

Прочувствуйте разницу

Для начала важно отметить разницу между тремя модификациями Т4. Transporter – это грузовая или грузопассажирская версия микроавтобуса. Последняя отличается от грузовиков остеклением по периметру кузова, отсутствием перегородки, разделяющей кабину и грузовое отделение, наличием двух раздельно регулируемых печек, недорогой пластиковой обшивки в задней части салона и расположенных там одного или двух рядов кресел. Все они съемные и при необходимости легко демонтируются из салона или поворачиваются против хода движения. В кабине пассажирское сиденье может быть одно- или двухместным.

Caravella – исключительно пассажирская модель. В ней имеются все необходимые для комфорта опции: шумо- и виброизоляция, качественная комбинированная (пластиковая и велюровая) обшивка всего салона со встроенными пепельницами, карманами и акустикой. Для пассажирской части салона предусмотрена отдельная климатическая установка с собственными дефлекторами обдува, сиденья здесь снабжены подлокотниками, есть подушки безопасности, центральный замок, электроприводы стеклоподъемников и наружных зеркал, может быть люк в крыше и пр.

Transporter и Caravella бывают со стандартной (высота машины 1940 мм) или высокой (2430 мм) крышей, а также со стандартной (2920 мм) или длинной (3320 мм) колесной базой. Чаще всего задняя дверь в них цельная и подъемная. Реже встречаются две раздельные двери распашного типа.

В 1996 году появилась самая дорогая модификация Т4 – Multivan, которая позиционируется как многофункциональный престижный автомобиль для деловых бизнес-поездок и продолжительных семейных путешествий. Multivan имеет только стандартную колесную базу, его комплектуют лишь самыми мощными двигателями. Роскошно отделанный салон этой модели допускает множество трансформаций, а список базового оборудования намного шире, чем в Caravella.

Небезопасные подделки

Сегодня в Украине эксплуатируется много Transporter, переделанных из грузовых версий. Дело в том, что растаможка грузовиков обходится дешевле пассажирских модификаций, да и цена их изначально меньше, особенно по сравнению с Caravella/Multivan. В нашей стране крупнейшие фирмы, профессионально занимающиеся переоборудованием грузовых микроавтобусов, находятся в Виннице, Бердичеве и Белой Церкви. Они предлагают различные варианты переоснащения, начиная с обшивки грузовой части салона недорогой обивкой и установки «сидушек» из разобранных иномарок и заканчивая серьезной «фаршировкой» машины с применением оригинальных частей салона Caravella/Multivan. Все делается по желанию конкретного заказчика. Важно только, чтобы все переделки были официально сертифицированы (свидетельством служит подтверждающий документ, выданный НИЦБДД МВД Украины или «ГосавтотрансНИИпроектом»), в противном случае такая «кустарщина» может оказаться небезопасной при эксплуатации. Определить, какой же был автомобиль изначально, можно по VIN-номеру кузова, где «зашита» вся необходимая информация (получить ее можно на дилерской СТО).

На что обратить внимание

Все модификации Т4 отлично защищены от коррозии – панели несущего кузова оцинкованы, а внутренние полости заполнены горячим воском. Ржавчину можно встретить только на старых машинах, на которых механически повреждено цинковое покрытие. Как правило, следы коррозии следует искать на передних колесных арках, порогах, между вторым и третьим окнами правого борта.

Также на старых Т4 отмечен износ петель роликового типа на боковой сдвижной двери, из-за чего ее сложно закрыть, а на неровностях она стучит. Специалисты фирменной СТО предупреждают, что петли нельзя смазывать, так как в механизме накапливается грязь, ускоряя износ роликов.

Дизели предпочтительней

В Украине можно найти Т4 с любым силовым агрегатом, предназначенным для данной модели, но чаще всего встречаются более экономичные дизельные версии.

Самым удачным двигателем считается TDI объемом 2,5 л, который, в зависимости от давления наддува и наличия интеркуллера, может выдавать на-гора 88, 102 или 150 л. с. (последний вариант был предназначен только для Multivan). Этот мотор обеспечивает лучшую динамику, чем остальные дизели, и менее чувствителен к качеству солярки. В «атмосферниках» приходится чаще ремонтировать головки блока цилиндров, так как из-за повышенной жесткости работы, возникающей при использовании некачественного топлива, выходят из строя предкамеры. Если вы все же решили приобрести агрегат, необорудованный турбиной, то предпочтительней остановить свой выбор на 2,4-литровой версии – посредственные динамические возможности 1,9-литрового двигателя устроят немногих водителей. Во всех дизелях отмечен выход из строя датчиков уровня масла.

Правда, при неправильной эксплуатации TDI (1,9 л и 2,5 л) могут создать серьезные проблемы. Так, из-за несвоевременной замены или установки некачественного воздушного фильтра может отказать расходомер воздуха (восстановленный в заводских условиях узел обойдется в $160), более того, это может привести и к «кончине» дорогостоящей турбины. Наблюдается также выход из строя датчиков температуры охлаждающей жидкости. Тогда машина плохо заводится. Хотя причиной может быть и поломка свечей накала, которые в среднем служат около 150 тыс. км (характерно для всех дизелей).

Обслуживание газораспределительного механизма всех дизелей заключается в регулярной (каждые 100 тыс. км) замене ремней ГРМ и привода топливного насоса высокого давления (ТНВД), а также натяжных роликов. Специалисты рекомендуют установить и новый водяной насос, который приводится в действие ремнем ГРМ. Мотористы советуют применять только фирменные ремни, так как у них есть примеры, когда «неоригинал» рвался уже через 50 тыс. км. пробега. Кстати, менять ремень ГРМ на турбодизелях желательно только на фирменной или специализированной СТО, поскольку при замене еще необходимо выставить угол опережения впрыска топлива. В противном случае мотор не будет развивать полную мощность. Это можно сделать только с помощью специального диагностического оборудования.

В бензиновых двигателях со временем также могут возникнуть проблемы с расходомерами воздуха и датчиками температуры. Если же мотор глохнет или плохо тянет – следует проверить катушку зажигания. Как утверждают работники сервиса, служит она 2-3 года, а затем выходит из строя.

Рядно-смещенные 6-цилиндровые агрегаты VR6 встречаются только на Multivan. Они наиболее дорогие в эксплуатации. Во-первых, эти двигатели потребляют в городском цикле 15-16 л топлива на 100 км, во-вторых, запчасти к ним стоят почти вдвое дороже, чем к остальным агрегатам.

ГРМ бензиновых моторов также приводится в действие ремнем, который меняется вместе с роликами спустя 100 тыс. км (оригинальные детали). Исключение – бензиновый VR6, где применена долговечная металлическая цепь. У моделей, выпущенных до 1996 года, случается обрыв троса привода акселератора.

Берегите 5-ю передачу!

Как правило, большинство Т4 оснащено 5-ступенчатыми механическими КП. 4-ступенчатые АКП встречаются редко, и они были предназначены только для Caravella и Multivan. Специалисты отмечают, что «автомат» зарекомендовал себя ненадежным, и при покупке подержанного автомобиля лучше отказаться от версий, оснащенных АКП.

Правда, «механика» также может создать проблемы. В ней со временем требуют замены пластиковые втулки кулисы переключения передач. Кроме того, наблюдались поломки 5?й передачи – на вторичном валу срезает ее шестерню, а затем «вылетают» и подшипники этого вала. Обычно это происходит при неправильной эксплуатации, когда, не докрутив мотор на 4-й передаче, включают 5-ю, соответственно перегружая ее. У КП, оснащенных промежуточной подвесной опорой правой полуоси, дает течь ее сальник. Это свидетельствует о выходе из строя опоры, из-за которой затем приходит в негодность и сальник. Согласно заводским рекомендациям смазка в «механике» Т4 рассчитана на весь срок эксплуатации, но для беспроблемной работы ее можно менять каждые 60 тыс. км. C 1998 года на версии с моторами 2,4 л и 2,5 л стали устанавливать двухмассовый маховик. Служит он долго, но когда поломается, придется раскошелиться – стоит около $800.

Подавляющее большинство микроавтобусов, эксплуатирующихся в Украине, имеют привод на переднюю ось, хотя иногда встречаются и полноприводные модификации Syncro. Их трансмиссия оснащена вискомуфтой, которая при пробуксовке передних колес перераспределяет момент на задние. На старых машинах отмечен выход из строя подвесного подшипника карданного вала, что проявляется гулом во время движения. Отдельно деталь не предлагается – только вместе с валом. Хотя заменить изношенный подшипник могут в отечественных специализированных центрах, занимающихся ремонтом карданных валов. Несвоевременное устранение неисправности приводит к потере герметичности сальника хвостовика заднего редуктора.

Отличный ход

Все модификации Т4 отличаются небольшим дорожным просветом в 150 мм, кроме того, геометрическую проходимость несколько ограничивает большая колесная база, особенно у длинных версий.

У всех Т4, даже у грузовых модификаций, передняя и даже задняя подвески – независимые! Такая конструкция обеспечивает микроавтобусам приличную устойчивость, а информативное рулевое – хорошую управляемость, что подтверждают многие владельцы Т4. Спереди роль упругих элементов выполняют торсионы, а сзади – пружины. Каждая из осей оснащена стабилизатором поперечной устойчивости. В зависимости от предназначения микроавтобуса устанавливались подвески – грузовая, грузопассажирская или пассажирская, отличающиеся соответственно своей жесткостью.

Ходовая даже на наших дорогах зарекомендовала себя вполне надежной. Впереди чаще всего (спустя 30–40 тыс. км) придется менять лишь втулки стабилизаторов. Остальные «расходники» меняются отдельно друг от друга: шаровые опоры – через 50 тыс. км, сайлент-блоки нижних рычагов – 60–80 тыс. км, а верхних вообще считаются «неубиваемыми».

В задней подвеске через 50–60 тыс. км придется менять втулки стабилизатора, а «резинки» рычагов «проездят» дольше. При частых перегрузках пружины не выдерживают и лопаются.

Рулевое управление на большинстве версий оснащено ГУР (его может не быть лишь на грузовиках первых годов выпуска). На старых автомобилях часто теряют герметичность сальники рейки и выходит из строя втулка. Благо, рейка ремонтопригодна. Рулевые тяги «ходят» неплохо – 60–70 тыс. км.

На изрядно «поезженных» дизельных версиях объемом 2,4 л и 2,5 л отмечен выход из строя вакуумного насоса усилителя тормозов, что проявляется в характерном стуке при работе двигателя. Специалисты считают, что сразу менять насос необязательно – он еще сможет послужить, если плунжер насоса развернуть на 180°.

Multi-функциональный

VW Transporter/Caravella/Multivan (T4) – отличные универсальные автомобили. Благодаря хорошей маневренности и управляемости ездить на них почти так же удобно, как на обычной легковушке.

При покупке следует быть осторожным. Как правило, микроавтобусы приобретают для активной езды, поэтому за время эксплуатации большинство Т4 накатывают немалый километраж, что соответственно сказывается на остаточном ресурсе узлов и агрегатов. И если вы не хотите приобрести «пылесос», активно высасывающий содержимое вашего кошелька на восстановление вышедших из строя деталей, при выборе обращайте внимание на машины более «свежих» годов выпуска. А самое главное – перед покупкой проведите квалифицированную диагностику выбранного экземпляра.

 История

08.90 Представлено кардинально новое поколение VW Transporter/Caravella, индекс кузова (Т4).
08.91 На модели с 5-цилиндровыми двигателями под заказ начали устанавливать 4-ст. АКП. Стартует выпуск пролноприводных модификаций Syncro.
06.94 Начата установка передних подушек безопасности. Появился новый турбодизель TDI 2,5 л (102 л. с.).
01.96 Модернизация: внешние изменения коснулись только Caravella, а внутренние – также и Transporter. На базе микроавтобусов Т4 выпущена самая дорогая их версия, получившая собственное название Multivan. Начата установка наиболее мощного бензинового двигателя VR6 объемом 2,8 л (140 л. с.).
05.96 Появился 5-цилиндровый бензиновый агрегат 2,5 л (115 л. с.)
01.00 Мощность VR6 2,8 л увеличена до 204 л. с., а TDI 2,5 л – до 150 л. с.
09.03 Смена поколений – дебютирует VW Transporter/Caravella/Multivan (T5)


 Личный опыт   






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.