Volvo V60 Plug-in Hybrid: Три измерения

Отрабатывая новые концепции, конструкторы Volvo остановились на подзаряжаемом гибриде. Протестированный нами в Швеции Volvo V60 Plug-in Hybrid получился «трехмерным»: он работает и как электромобиль, и как дальнобойный «крейсер», и как спорткар.

Не нужно долго думать, чтобы понять, почему столь передовая компания, как Volvo, до сих пор не обзавелась собственным серийным электромобилем, хотя готовая к производству модель уже есть, и весьма интересная. Просто сегодняшние «электрички» еще далеки от совершенства, а уважаемому шведскому бренду, чье имя стало синонимом основательности, без него нельзя. И «для начала» шведы подготовили к серийному производству гибридный Volvo V60 Plug-in Hybrid, который не то что ничего не потерял в плане технических характеристик, а напротив – получился куда интереснее своего классического аналога с ДВС. Обладая завидными динамическими качествами и режимом полного привода, Volvo V60 Plug-in Hybrid может работать как электромобиль. Его тяговая батарея подзаряжается от внешнего источника, в том числе от домашней розетки. Машину весной уже показывали в Женеве, а на осень следующего года обещано ее серийное производство.

Конструкция

В глобальном плане Volvo V60 Plug-in Hybrid принципиально не отличается от своего прототипа – универсала на базе Volvo S60. Кузов несколько доработан с учетом размещения электродвигателя около задней оси и литий-ионной батареи под полом багажника. Батарея состоит из 200 ячеек суммарной емкостью 12 А.ч при напряжении 400 вольт. Корму универсала усилили с учетом необходимости лучшей защиты батареи в случае ДТП с наездом сзади. Пятицилиндровый 2,4-литровый дизель (215 л. с., 440 Нм) вместе с классической гидромеханической АКП остался на своем месте – он приводит переднюю ось. Приводящий только заднюю ось тяговый электромотор может работать как генератор, что используется при торможении для рекуперации энергии и подзарядки батареи. Трехфазный генератор переменного тока одновременно является стартером для дизеля в режиме движения, обес­печивая плавный запуск ДВС. Типы тока в силовых цепях гибрида различные: если генератор вырабатывает переменный, то батарея аккумулирует «постоянку», при этом тяговый электромотор тоже потребляет переменный ток. Мощный преобразователь тока на борту согласовывает эти «разногласия». Еще один, более компактный преобразователь понижает напряжение в цепи АКБ с 400 до 12 вольт постоянного тока, от которого традиционно питаются вспомогательные системы автомобиля – освещение, климатическая установка и пр. Кстати, для поддержания заданного микроклимата в салоне используются несколько источников: автономный «дизельный» отопитель, тепло от охлаждающей батарею жидкости и компрессор кондиционера с электроприводом. Такая развитая система позволяет использовать дармовое тепло и экономить топливо.

Подзарядка

Слова Plug-in в названии означают, что этот гибрид – подзаряжаемый. По данным Volvo, 75% европейских водителей наезжают в день не более 50 км, поэтому одной ночной подзарядки им должно хватить на весь следующий день. А дизель нужен для преодоления значительных расстояний и большей уверенности. В зависимости от применяемого источника питания – домашняя розетка или зарядные станции разных типов – варьируется время зарядки батарей.

Pure

«Чистый» режим, в котором используется только электрический привод. Работает только электродвигатель, питающийся от литий-ионной батареи. Мощность электромотора – 70 л. с., максимальный запас хода в таком режиме – 50 км. Однако для чисто электрического режима Pure есть исключения, когда ДВС все же запускается. Так, в какой-то момент электронный мозг гибрида может решить, что для экстренного ускорения автомобилю не хватает крутящего момента электромотора (200 Нм), и кратковременно подключить ему в помощь дизель (440 Нм). Кроме того, в режиме Pure компьютер может запустить дизель для подзарядки батареи, но это только в том случае, если дополнительно активирована кнопка Save El (сохранение электроэнергии). Имеется в виду, что водитель может планировать свою дальнейшую поездку, сберегая запас электричества, например, для предстоящего длительного движения по городу.

    Дополнительная функция Save El (сохранение электроэнергии) помогает планировать поездки с оглядкой на экономию. Процесс зарядки литий-ионной батареи продуман до мелочей – в том числе и с точки зрения безопасности. Тяговая литий-ионная батарея спрятана под грузовым отсеком. При этом объем багажника пострадал незначительно: пол поднялся лишь на 5-6 см. Hybrid

Это основной режим, когда в зависимости от условий движения могут работать и ДВС, и электромотор. Но преимущество отдается электроприводу, который используется прежде всего в городском режиме, при частых замедлениях и ускорениях в пределах городских скоростей. Дизель подключается при потребности энергичного ускорения и при снижении запаса энергии в батарее ниже определенного значения. Батарея подзаряжается и за счет рекуперации энергии, когда водитель тормозит. Для полного использования возможностей гибрида водитель может «подкорректировать» режим, задав тип планируемой поездки: короткая, длинная, средняя. Интересно, что конструкторы Volvo приняли специальные меры с тем, чтобы смена привода – остановка и подключение дизеля – происходила как можно незаметнее для пассажиров. Именно в режиме Hybrid производитель обещает сенсационно низкий расход топлива – 1,9 л/100 км в смешанном цикле, а полный пробег без дозаправки достигает 1200 км.

    Power

Спортивный режим, предусматривающий одновременную активацию обоих двигателей. Когда их крутящие моменты суммируются (640 Нм), семейный универсал превращается почти в спорткар, достигая первой «сотни» через 6,9 с после старта (при полностью заряженной батарее). В компании Volvo считают, что этот режим будет работать на безопасность, облегчая опасные обгоны на узких дорогах с двухполосным движением. Перейти из наиболее часто используемого режима Hybrid в спортивный Power можно прямо на ходу, нажав соответствующую кнопку. Одновременно оба привода могут работать еще в одном случае – если активирована функция «Электро 4х4». Благодаря особенностям компоновки гибрида от Volvo (дизель приводит переднюю ось, а электромотор – заднюю) машина способна превращаться в полноприводник с «умным» приводом для кратковременного преодоления сложных участков дорог.

    Принудительная активация электромотора превращает универсал в полноприводную машину. Отличия от обычной V70: несколько навесных агрегатов и радиатор охлаждения генератора.

Киев – Гетеборг – Киев

Олег Яровый, Игорь Широкун
Фото Volvo и Олега Ярового

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.