Бей своих!?

Ведущие автопроизводители уже в ближайшие годы собираются строить машины, в которых люди не будут гибнуть при ДТП. В борьбе за эту идею ежегодно в краш-тестах «гибнут» тысячи экземпляров. Мы знакомились с этой процедурой на примере Центра безопасности Volvo – пожалуй, одного из самых совершенных в мире. Ежегодно здесь «бьют» более 400 автомобилей.

Приближающийся с двух сторон звук высокого тона, объемный глухой удар и мягкий cтук падающих мелких обломков... Очередные жертвы испытаний на безопасность столкнулись в лаборатории краш-тестов Центра безопасности Volvo в Гетеборге. В год здесь происходит более четырех сотен «искусственных» ДТП, а работает лаборатория с 2000-го. Машины бьют попарно и в одиночку... Легковушки, грузовики и мотоциклы в различных сочетаниях... Под разными углами, с разным количеством манекенов в салоне, с детьми в креслах и без... Сбрасывают кубарем с эстакады, загоняют в лесопосадку, впечатывают в земляной бруствер и топят в реке...

Краш-тест готовится в среднем пять дней. Машину и манекены «заряжают» датчиками, которые фиксируют около 200 параметров. Но прежде каждое столкновение много раз воспроизводится на компьютерных симуляторах. Каждое движение манекена после момента удара имеет значение. Тальк и губная помада помогают определить точки касания головы о детали интерьера. Надежность и эффективность защиты детских сидений тоже проверяются в краш-тестах. Картину столкновения фиксируют 50 скоростных видеокамер, самая быстрая из которых делает 200 тысяч кадров в секунду. Камеры с подсветкой везде: в автомобиле, на нем, над ним и под стеклянным полом. Два автомобиля разгоняются по тоннелям длиной 154 и 108 м. Один можно поворачивать и фиксировать под любым углом до 90 градусов – чтобы менять угол столк­новения машин. Точка столкновения прогнозируется с точностью до 2,5 см. На службе краш-центра – около 100 манекенов мужчин, женщин и детей для различных типов столкновений. Самые совершенные имеют 124 «чувствительные» точки и стоят 175 тыс. евро. Поворотный тоннель краш-лаборатории позволяет сталкивать автомобили под разными углами, направлять машину в скалу, кювет, лесопосадку. Философия Volvo – безопасность в реальных инцидентах, а не в стандартизированных лабораторных столкновениях. Поэтому команда Центра безопасности выезжает на место ДТП с участием автомобилей Volvo и исследует повреждения. При необходимости реальные аварии повторно воспроизводят в лаборатории.

И все ради того, чтобы сделать транспорт еще безопаснее. Но перед ударом «в натуре» все краш-тесты тысячи раз воспроизводятся на компьютерных симуляторах. После каждого теста в конструкцию машин, в алгоритм срабатывания систем безопасности вносятся изменения, поправки. И поэтому то, что после удара замирает в облаке пыли на ярко освещенном стеклянном пятачке, нельзя назвать грудой железа. Ни один миллиметр металла кузова не смят бесконтрольно, как попало – все рассчитано, проверено, зафиксировано. А в салоне с каждым годом все меньше повреждений, и бедолагам манекенам достается все меньше и меньше.

Киев – Гетеборг – Киев

Игорь Широкун
Фото автора

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.