VOLVO: Volvo «докатилось» до 75-летия

Компания Volvo* отмечает свой юбилей. 75 лет назад из ворот завода в городе Гетеборг выехал первый автомобиль.

Принято считать, что история компании Volvo началась 14 апреля 1927 года. Однако этому предшествовал целый ряд событий.

Отцы-основатели

В то время на дорогах Швеции было огромное количество машин иностранного производства, только в 1925 году их было продано 14311 штук на общую сумму 35 миллионов крон. Нельзя сказать, что шведского автомобилестроения не было совсем, но доля Scania-Vabis, Thulin и других предприятий была небольшой на растущем местном рынке. 16 декабря 1925 года два шведа подписали между собой юридическое соглашение, гласившее: «Мы, Ассар Габриэльссон и Густав Ларсон, настоящим подтверждаем устное соглашение от августа 1924 года.

Параграф 1. Я, Габриэльссон, решивший наладить производство автомобилей в Швеции, приглашаю к совместной деятельности в качестве инженера Г. Ларсона. Я, Ларсон, приглашение принимаю».

Остальные несколько параграфов разъясняли финансовые и правовые аспекты деятельности, направленной на «начало крупномасштабного производства не позже 1 января 1928 года».

Ассар Габриэльссон родился в 1881 году в семье крупного торговца продуктами и собирался после окончания Экономической школы в Стокгольме пойти по стопам отца. Но стал ведущим менеджером по торговле компании SKF, одного из крупнейших производителей шарикоподшипников в мире.

Густав Ларсон родился в 1887 году в фермерской семье. Он с детства интересовался техникой и в 1911 году окончил Политехнический институт в городе Эребру. В 1917 году 30-летний инженер оказывается в той же SKF.

Первые шаги

Уже в сентябре 1924 года Ларсон подготовил проект организации производства 4 тысяч автомобилей в год. На должность главного конструктора компаньоны пригласили Яна Смита, несколько лет стажировавшегося на автозаводах в Детройте. Вскоре нашелся и дизайнер – лучший в стране пейзажист и портретист Хелмер МасОлле, в свое время опубликовавший в специализированном шведском журнале Svensk Motor Tidning статьи с описанием переделанного французского Voisin. За несколько недель были созданы рабочие чертежи 4-местного автомобиля, за которые Смит впоследствии удостоился золотой медали Королевской шведской академии искусств. А разрабатывавший дизайн МасОлле взял за основу свой Voisin, сохранив стиль и оперение. Его кисти принадлежит оригинальная эмблема, украсившая радиаторную решетку автомобиля.

Габриэльссон, заручившись в дополнение к своим средствам банковской поддержкой, разместил заказы на комплектующие для десяти прототипов на нескольких шведских предприятиях. Двигатели стал производить завод Pentavercen в Шевде (это предприятие сегодня входит в состав Volvo). Рамы и мосты взялись изготовить на фирме Bofors, а кузовы заказали в стокгольмском ателье Адольфа Фрейшасса. Таким образом, девять кабриолетов и седан были полностью изготовлены шведскими специалистами.

19 августа 1926 года между руководством SKF и Габриэльссоном было подписано соглашение о назначении последнего с 1 января 1927 года генеральным директором автомобильного завода под Гетеборгом и инвестировании двух миллионов крон в развитие производства. Тогда же новорожденный автомобиль и окрестили Volvo. (Под этой маркой с 1915 по 1919 год выпускались подшипники).

После минимальных переделок машина пошла в серию. Она оснащалась чугунным 4-цилиндровым мотором рабочим объемом 1940 см куб. мощностью 28 л.с. при 2000 об/мин, что позволяло ей разгоняться до 90 км/ч.

Поначалу за 4800 крон предлагался кабриолет OV4 (Oppen Vagn), но вскоре появился и седан PV4 (Person Vagn), стоивший на 1000 крон дороже. Кузовы у обоих были синего цвета с черными крыльями.

Сбыт первых машин оказался делом нелегким. Во-первых, они были недешевыми, во-вторых, в условиях скандинавского климата открытый кузов вызывал, мягко говоря, недоумение. Поэтому в 1929 году появилась новая, более совершенная модель с закрытым кузовом седан – PV 650. 6-оконный кузов был установлен на новую мощную раму. Автомобиль получил 55-сильный рядный 6-цилиндровый мотор объемом 3010 см куб., который позволял полуторатонной машине разгоняться до 110 км/ч. Спрос стал расти, автомобили начали экспортировать, сначала в Финляндию и Норвегию, а затем в континентальную Европу и даже в Латинскую Америку.

С годами конструкция Volvo совершенствовалась, и в 1935 году появилась революционная модель PV36 Carioca, с которой начался новый период в истории компании.

Американский стиль

Руководители Volvo активно использовали в своей работе заокеанский опыт. Особенно ярко это проявилось с приходом в компанию инженера и дизайнера Ивана Орнберга, долгие годы проработавшего в американской компании Hupp Motor Car Corp. В свое время он создал оригинальную модель Hupmobile Aerodinamic, которая впоследствии стала прообразом PV36 Carioca. Элегантный кузов установили на раму, а под капотом заняла свое место 84-сильная рядная «шестерка» рабочим объемом 3670 см куб. К сожалению, революционный дизайн опередил свое время, и машина не нашла должного сбыта. За три года сделали всего 500 седанов и одно шасси для кабриолета. Не получилось и с экспортом, в надежде на который автомобилю дали имя модного в то время латиноамериканского танца Carioca. В декабре 1936 года увидело свет новое семейство PV51/52. Новинка продавалась значительно дешевле предшественника (5800 против 8500 крон) и получила более сдержанный дизайн кузова. Спрос на PV51 и более дорогую, но лучше укомплектованную модификацию PV52 превысил все ожидания. В 1937 году рост продаж составил 52% (6235 автомобилей).

В связи с тем, что после начала войны Швеция сохранила нейтралитет, производство легковых машин, хотя и снизилось на треть, но не прекращалось. Более того, осенью 1944 года на автосалоне в Стокгольме была представлена новая модель PV444. Ее 4-цилиндровый мотор развивал 40 л.с., а привод осуществлялся на задний мост через 3-ступенчатую механическую КПП. Цена новинки составила 4800 крон – ровно столько же, сколько стоил первенец марки OV4. За 10 дней выставки было получено 2300 заказов.

После войны производство стало стремительно увеличиваться. В начале 50-х дизайнерское отделение Volvo возглавил 20-летний (!) Жан Вилсгаард, который предложил проект Philip, напоминавший американский Kaiser Manhattan, со 120-сильным двигателем V8 объемом 3559 см куб. Машину забраковали из-за слишком экстравагантной внешности. Такая же судьба постигла и целый ряд других опытных образцов, в том числе последнее «проамериканское» творения Габриэльссона – P1900. В 1956 году его место во главе компании занял Гуннар Энглу.

Европейская школа

Новый руководитель компании решительно взялся за обновление модельного ряда и формирование фирменного стиля, первой ласточкой которого стал седан Volvo 120 Amazon, появившийся в 1956 году. Внешний вид новинки сформировался под влиянием европейской школы дизайна. Первоначально автомобиль комплектовался 60-сильным мотором, но со временем его мощность возросла до 95 сил. На его базе было построено несколько разнообразных версий, в том числе двухдверный седан и универсал.

Настоящим шоком для публики стало появление в январе 1960 года на автосалоне в Женеве двухместного спортивного купе P1800. Такой машины от Volvo никто не ожидал. Четырехцилиндровый двигатель объемом 1778 см куб. развивал мощность 100 л.с. В мае 1961 года автомобиль пошел в серию и первые несколько лет собирался в Великобритании. Огромную популярность модель получила благодаря телесериалу «Святой», в котором главный герой Роджера Мура разъезжал на новом P1800. Кстати, много лет Мур сам являлся владельцем оригинального купе.

12 февраля с конвейера компании сошел 100-тысячный Amazon. Всего с 1957 по 1970 год было выпущено 667323 экземпляра этого семейства. В 1963 году в канадском городе Галифакс открылся первый за пределами Швеции завод Volvo.

Параллельно с Р120 и Р1800 выпускалась модель PV544, которая, несмотря на старомодный внешний вид, пользовалась устойчивым спросом.

От серии к серии

В 1966 году увидела свет первая модель 140-й серии – Volvo 144. Она предлагалась с четырехцилиндровым мотором мощностью 85 или 115 л.с. Ходовая часть во многом повторяла Р120, но под пружинами передней подвески появились резиновые прокладки. Задний мост дополнили тягой Панара. Новое семейство хорошо приняли по обе стороны океана.

В 1968 году модельный ряд компании расширился за счет появления люксового седана Volvo 164 с 6-цилиндровым 145-сильным мотором. В салоне появился новый щиток приборов, кожаные сиденья, стереомагнитола с динамиками в дверях, сервоприводы, в том числе и люка в крыше. Попытка укрепиться в новом сегменте рынка удалась – до 1976 года было продано более 150 тысяч машин этой серии.

В 1971 году компания представила очень интересную модель Volvo ES1800 – спорт-универсал, разработанный итальянским кузовным ателье Coggiola. Традиционную заднюю дверь заменили большим стеклом, которое и обеспечивало доступ в багажник. Технически автомобиль был точной копией купе и оснащался 135-сильным мотором объемом 1986 см куб. Почти 80% машин были экспортированы в США. Всего за два года производства было выпущено чуть более 8000 машин.

Успех с большими и среднеразмерными моделями подтолкнул нового руководителя компании Гилленхаммара (c 1971 г.) к приобретению контрольного пакета легкового отделения DAF, тем более что не прекращался поток писем от дилеров с просьбой предложить компактную модель. До 1974 года машина со слабосильным французским мотором и бесступенчатым вариатором выпускалась под маркой DAF. Работы по совершенствованию «малыша» привели к появлению на Женевском автосалоне 1976 года новой модели Volvo 343.

Компания всегда уделяла большое внимание вопросам безопасности. В 1972 году была представлена экспериментальная модель VESC, которая соответствовала перспективным американским стандартам. Автомобиль имел выступающие на 180 мм бамперы с гидроцилиндрами, выдерживающие без повреждений удар на скорости 16 км/ч, ремни с преднатяжителями, срабатывающие при торможении, подголовники, автоматически выдвигавшиеся при наезде сзади, четыре подушки безопасности, ABS и телекамеру заднего вида.

В 1974 году появилась новая серия «200». В нее входило 6 моделей семейства 240 и две модели 260. Со многочисленными модернизациями семейства 240/260 продержались на конвейере с 1974 по 1993 год. Это самая массовая серия в истории компании – за 19 лет было выпущено 2862415 машин, что стало своеобразным рекордом для Volvo.

Пришло время вновь обратиться к рынку престижных машин, и в Женеве в 1977 году была показана версия с кузовом купе. Модель Volvo 262C производилась на заводе Bertone в Италии. Автомобиль получил 6-цилиндровый двигатель, мощность которого в разные годы составляла от 129 до 155 л.с. Всего за 4 года (1977-1981) было выпущено 6622 экземпляра.

Восьмидесятые годы ознаменовались появлением серии «700» с тремя типами кузовов: седан, универсал и купе. Двухдверная версия выпускалась ограниченным тиражом на мощностях Bertone.

В связи с появлением серии «400» нельзя не упомянуть еще одну модель, дебютировавшую в марте 1986 года на автосалоне в Женеве – 480 ES, ставшую первой переднеприводной Volvo. Двухдверный четырехместный спорт-универсал продолжал идеи, заложенные в ES1800. Под клиновидным капотом скрывался двигатель объемом 1721 см куб., развивавший 102 л.с. в обычной и 120 л.с. – в турбированной версиях. Задняя дверь, как и у предшественника, была стеклянной. Автомобиль производился на заводе в Нидерландах на протяжении 9 лет.

Новейшая история

Очередной этап развития компании Volvo начался в 1998 году с появлением модели S80. Оригинальный дизайн, инспирированный концептуальной разработкой Volvo ЕСС 1992 года, стал определяющим для всех моделей марки. Но этот период – удел будущих историков.

Сергей Иванов
Фото Volvo Cars

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.