VOLVO: Рождение прекрасного

В смутное советское время наши соотечественники знали не многие названия иномарок. Большинство из них – либо по фильмам, либо по шильдикам на «дальнобойных» грузовиках, существенную часть которых составляли Volvo. Пал железный занавес и хлынул на наши просторы поток иномарок, пестрящих различными названиями. И среди них часто попадались все те же Volvo, правда уже легковые. Но автомобили, как оказалось – лишь часть того, чем занимается концерн Volvo. Начав свою историю как производитель доступных легковушек компания разрослась до гиганта, охватывающего многие отрасли. О том, как и когда это происходило, наш короткий рассказ.

В 1997 году концерн Volvo отметил свое 70-летие. А отсчет своего возраста Volvo ведет от 14 апреля 1927 года. Этим весенним днем в городе Хисинген, что в Гетеборге, был произведен первый автомобиль марки Volvo. Но началось все еще раньше, а именно в 1924 году, когда два патриотично настроенных шведа начали упорную работу над поиском поставщиков комплектующих. Их целью было создание автомобиля из отечественных узлов и агрегатов, идеально подходящего для шведских дорог. Как видно, чтобы наладить все связи и организовать производство понадобилось три года.

Традиционным для рубрики «Автобиография» является вопрос: почему «Volvo»? Что скрывается за этим звучным словом?

В отличие от большинства названий, Volvo — это не фамилия одного из создателей компании, и даже не вариация на ее тему. Посудите сами: ни имена, ни фамилии «отцов» концерна — Ассара Габриэльсона и Густава Ларсона, даже близко не напоминают наименование их детища. Истинное происхождение имени фирмы — латынь. На этом «мертвом» языке Volvo значит «катить, вращать». Истоком такого названия возможно стало то, что ранее оба учредителя работали на подшипниковом заводе.

Но, все же, что за автомобиль вышел из ворот завода?

Первенец получил название OV4, или попросту «Якоб» (Jacob). Небольшой, надежный и безопасный он быстро снискал себе любовь шведов. Уже в этой модели воплотились те идеи, которые и по сегодняшний день являются ключевыми для продукции, носящей имя Volvo.

Три кита, на которых держится, а точнее было бы сказать — крепко стоит Volvo, это Качество, Безопасность и Защита окружающей среды. Этих принципов неукоснительно придерживаются при создании любой из моделей, выпускаемых компанией. Стоит ли говорить, что с каждым годом работы эти стандарты становятся все жестче, а требования (особенно к лидерам отрасли) — все выше.

В последующие годы фирма пережила стремительный рост.

Уже в 1928 году компания занялась производством грузовиков. С конвейера сошла модель Volvo LV40. Забегая вперед отметим, что в этой отрасли компания занимает одно из лидирующих мест в мире.

В это же время Volvo открывает деятельность за пределами родной Швеции, начав с экспорта своей продукции в Финляндию.

Прошло всего семь лет с момента выпуска первенца Volvo, а компания уже завоевала сильные позиции. Но достигнутый уровень был далек от того, что хотелось бы видеть ее создателям. Для улучшения структуры и увеличения объемов производства предприятию были необходимы средства. Оптимальным выходом из ситуации стало создание акционерного общества. Вырученные за акции деньги стали теми самыми недостающими инвестициями.

Все дальше разрасталась сеть концерна, все большее количество отраслей охватывало производство Volvo. Так продолжалось до начала сороковых годов.

На время войны деятельность завода не остановилась, но о расширении производства или создании представительств за рубежом не могло идти и речи. Это, естественно, затормозило продвижение продукции на рынок Европы.

Но война закончилась и все пошло своим чередом. Спроектированная еще в военные годы новая модель «PV 444» вышла в серию и сразу пришлась по душе покупателям, став лидером по продажам в 1953 году. А всего таких машин, оборудованных двигателем объемом 1420 куб. см с верхнерасположенными клапанами, было выпущено более 200 тысяч.

1959 год стал датой рождения известного спортивного купе «Р1800», которое через два года встало на конвейер. По своей идее это был очень прогрессивный автомобиль с прекрасными ходовыми характеристиками. Единственной проблемой стал кузов, который строился не на заводе Volvo, а в зарубежном кузовном ателье, что делало автомобиль несколько дороже. Да и качество страдало. Но это не смогло помешать машине завоевать широкую популярность. Вскоре проблемы с кузовом были решены — производство перенесли на родину, кардинально изменив технологию. Обновленную модель назвали «1800 S». Выпущена она была в 1964 году и отличалась более спортивным «характером». Четырехцилиндровый 110-сильный двигатель разгонял автомобиль до 185 км/ч, благодаря новой четырехступенчатой трансмиссии с повышенной передачей.

Дела шли хорошо и прирост компании не останавливался ни на секунду. Открывались все новые заводы: в 1961 г. — в городе Дартмус (провинция Новая Скотия, Канада), после — в Бельгии, в Генте, а отделение грузовиков «Volvo Truck» устраил свой главный офис в Альсемберге.

Интересно, что еще одна хорошо известная марка грузовиков «DAF» с 1972 года на треть принадлежит концерну «Volvo». Тем самым из конкурентов в борьбе за рынок эти две компании превратились в партнеров, бок о бок работающих над общими проблемами.

В начале 80-х годов отделение «Volvo Truck» приступило к активному освоению североамериканского рынка грузовиков. Для этого рынка специально переделывались существующие модели и разрабатывались новые. Причина — серьезные отличия американских стандартов и технических требований. Например, по электрооборудованию, из-за чего пришлось практически полностью переделать электросеть в автомобиле. В Европе из-за ограничения длины автопоездов двигатель пришлось «запихнуть» под кабину, а в Америке стандарты габаритов и грузоподъемности позволяют широко применять традиционную капотную компоновку.

Технологии все более совершенствовались, искусство инженеров повышалось с каждым годом. Как прямое доказательство незаурядности «конструкторского потенциала» — разработка в подразделении «Volvo Penta» принципиально нового привода для корабельных двигателей (Duoprop). Это техническое решение привлекло внимание ведущих специалистов судостроения и концерн Volvo стал преуспевать еще в одной отрасли — теперь «Volvo Penta» модифицирует обычные двигатели в корабельные.

На судостроении дело не остановилось. Еще 1941 году был приобретен контрольный пакет акций компании, занимающейся созданием авиационных силовых агрегатов, впоследствии трансформированной в подразделение «Volvo Aero».

А еще мы незаслуженно обошли вниманием отделение «Volvo Bus», занимающееся производством автобусов различных классов: от маршрутных городских, колесящих по столицам многих европейских государств, до роскошных туристических лайнеров.

Легковое автомобилестроение Volvo процветает и знакомо многим не по рассказам. Наиболее популярными моделями стали автомобили бизнес-класса. Первенцем была модель 240, дебютировавшая в 1974 году. Ее дело продолжила 740-я (1982 год), а позже и 850-я (1991 год) модели. На сегодняшний день это место занимает S70, пользующаяся стабильным успехом у покупателей, благодаря безупречной репутации.

Базирующаяся на принципах, заложенных еще в 1927 г., репутация марки крепла год от года, но в каждой отрасли у Volvo — свое «лицо». Если говорить об автомобилях, то это передовые достижения в области безопасности. К таковым без сомнения можно отнести систему безопасности нового Volvo S80. Система «IC» является третьим этапом развития защиты пассажиров при боковом ударе (первый этап был воплощен на 850-й модели, вторым стали подушки безопасности в боковинах передних сидений). Система «IC», которую еще называют «надувной занавеской», расположена внутри обивки потолка от передней до задней стойки. При ударе она надувается и создает защитную подушку для головы передних и задних пассажиров. Достаточно просто, но при этом весьма эффективно.

Качество всегда было сильной стороной компании и об этом можно узнать практически от любого владельца Volvo. Но, впрочем, многие знают и о том, что ранее компания пользовалась славой производителя несколько вальяжных машин, рассчитанных на спокойных людей. В последние годы от этого имиджа не осталось и следа. Новое поколение машин Volvo отличается тем, что у каждой модели есть «заряженный» спортивный вариант, отличающийся высоким уровнем управляемости и «горячим» темпераментом, при этом сохраняя традиционные «козыри» марки.

Дело растет и ширится. Но все эти цели достигаются на благо, а не в ущерб природе. Ведь будущее — наибольшее из богатств.

Андрей Волощенко

↑ Наверх






Рекомендуемый контент




Copyright © 2010-2017 AvtoTrec.ru. Контакты: info@avtotrec.ru При использовании материалов Автомобильный справочник, ссылка на источник обязательна.